misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 252 гостя

Ораза в этнографических заметках

с нами с 2 мая 2013

                                                                             Если киргизы, как в прошлом, так еще и                                                                             в настоящем столетии не так наружно                                                                     религиозны, как, например, татары, то это                                                                 еще далеко не значит, что они не были магометанами.

Е. Бекмаханов

Киргизы уже несколько веков как окончательно приняли ислам и могут с полным правом считаться правоверными, можно даже сказать, фанатичными мусульманами, хотя, разумеется, киргизское мусульманство приобрело своеобразную окраску, обусловленную особым образом жизни этих степных кочевников.

Киргиз строго придерживается всех формальных предписаний ислама. Обрезание производится неукоснительно, у мужчин всегда гладко выбриты головы (единственным исключением являются баксы, и, кроме того, у так называемых эркä бала, любимых сыновей, до десятилетнего возраста оставляют на голове с двух сторон пучки волос), усы всегда подстрижены и подбриты. Все строго соблюдают время молитвы, хотя во внутренней степи нередко приходится заменять предписанное омовение сухим обтиранием. Хоронят в точном соответствии с мусульманским ритуалом. Посты, напротив, соблюдаются менее строго. Подают милостыню и платят все религиозные сборы, как того требует Коран. Кроме того, всем известен целый ряд арабских изречений, и их произносят постоянно, хотя и в искаженном виде, считая их священными и приносящими удачу. Как уже было сказано, все эти предписания ислама выполняются неукоснительно, ибо это сулит человеку блаженство на том свете и вход во врата рая, в то время как любое невыполнение этих требований влечет за собой адские муки.

Мусульмане, живущие рядом с киргизами, упрекают их в пренебрежении многими законами шариата, в незнании догматов веры и часто называют их кафирами (неверными). Действительно, у них сохранились некоторые языческие обычаи, которые внушают ужас правоверным мусульманам, и киргизы, в сущности, плохо разбираются в учении ислама. Так, почти все молодые люди не читают в течение дня молитвы. Точно так же не слишком строго соблюдают посты и считают, например, вполне дозволенным нюхать во время поста табак.

Радлов В.В., Тюркские степные кочевники, 19 век

Постов, двукратно в году установленных, известных под именем Уразы, почти не соблюдают, особенно находясь в дороге, или в кочевке; пожилые люди воздерживаются только днем, а ночью предаются обжорству. 

Семен Броневский, О казахах Средней Орды, 19 век

Постов и омовение - весьма благоразумного постановления Магометова - киргизы не соблюдают, молиться по пяти раз в день находят они для себя трудным, мечетей и избранных среди себя мулл не имеют. Иногда молитвы читаются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленях, но по большей части всякий молится когда и где хочет. Некоторые же совсем никаких обрядов религии не исполняют. Число усердных мусульман так редко в сем народе, что исламизм совсем бы мог в нем угаснуть, если бы не поддерживали оного духовные, часто приезжающие из Бухарии, Хивы, Туркестана, и муллы, определяемые российским правительством к ханам и родоначальникам для исправления при них должности письмоводителей. Сильные султаны сами нанимают таких секретарей, и они, будучи единственными толкователями Корана, заключающего в себе и гражданские законы, делаются судьями и советниками правителей народных. Хаджи, т.е. посетившие Мекку и подобные им святоши, объезжая орды киргизские, обогащаются в них совершением богослужения, гаданием по ал-Корану, предсказаниями и продажею талисманов, или писаных молитв, которые, как сказали мы выше, пришиваются в сумочках к платью и по суеверному мнению киргиз-казаков делают их непобедимыми, сохраняют от ран и нападений, удерживают на предпринятом пути, не позволяя сбиваться с оного, и избавлять от всяких зол.

Левшин А.И., Описание орд и степей казахов, 19 век

Молитвы, предписанные магометанской религией, киргизы творят довольно исправно, но посты мало соблюдают, особенно простой народ, по причине врожденной прожорливости их. Из молитв особенно важными считаются утренняя и вечерняя на заре, остальные соблюдаются не так строго. Вообще, хотя киргизы молятся довольно охотно, но имеют решительное отвращение от мечетей. Это отвращение до того сильно, что покойный Хан внутренней орды Джигангер прибегал к весьма крутым мерам для возбуждения религиозных чувств в народе, именно: когда киргизы собирались в большом числе на ярмарку, устроенную при его ставке, то вдруг появлялось несколько конных русских казаков из конвоя Хана, нагайками загоняли народ в мечеть. Такая оригинальная мера признавалась, и признается еще теперь, муллами и Султанами весьма естественною и сугубо полезною. Народ, однако, думал и думает иначе, мне кажется, причина этого явления чисто физическая: удушливый воздух мечети особенно чувствителен и неприятен жителям вольных степей и делает общую молитву совершенным наказанием.

Л. Мейер, Казахская степь Оренбургского края, 19 век

Местных или общих годовых праздников не было у киргизов. Теперь празднуют оба годовые мусульманские праздника: ураза-байрам и курбан-байрам, на которых устраивают скачки и кукбуре.

Гродеков Н.И., Этнография казахов и кыргызов Сыр-Дарьинской области, 19 век

Другие, имея некоторые от бога наказания, как, например, умирают у кого дети, или несчастливы скотиною, или когда чрезвычайные бывают бури, громы, молнии, а в зимнее время морозы и непогоды; то осердясь на провидение, ругают всяким образом и посты свои, имея, оставляют, которых, однако, они и совсем держат мало; но извинительны, как народ вольной и непринужденной, шатаяся с места на место.

Иван Григорьевич Андреев, Описание Средней орды киргиз-кайсаков, 18 век 

Религия у киргиз скорее застывшая обрядность, чем религия, так как от поклонения к поклонению у них передаются только правила о том, сколько раз нужно молится в день (5 раз), каким образом при молитве нужно держать себя, сколько раз кланяться, куда обращаться лицом, как соблюдать пост. Не знаю, сколько у них постов, но знаю, что самый главный пост это "ураза", тянущийся 30 дней. Он состоит в том, чтобы в течение дня ничего не пить, не есть (от восхода до заката солнца), не прикасаться к женщине и проч. Нужно отдать справедливость выносливости киргиз: ураза у них бывает в июле и начале августа - самое жаркое время года при значительной продолжительности дня, и они стоически выносят жажду в течении 15-16 часов. Но зато с закатом солнца начинается празднование уразы, т.е. трапезничество, что называется до отвалу. Начинают кумызом, потом баранина, чай, опять кумыз и так до самой зари.

Религиозные верования и обряды киргизов, Астана, 2007, 168 стр.

Киргизы считают себя магометанами-суннитами, но вообще они равнодушны к догматическим вопросам и мало с ним знакомы. Главные обряды впрочем, исполняют, творят молитву по мусульманским правилам и держат большие посты, тоже впрочем, не всегда аккуратно.

Н. Зеланд, Киргизы: этнологические очерки

Вместе с этим постом читают:

Казахи и ислам

Курбан айт в этнографии

О суеверности казахов

ӘБЖАЙ АТА
18 апреля 2017
Шашубай Шаймерден
просмотров: 4752
Неге екені белгісіз, Әбжай ата соғыс туралы әңгіме айтпауға тырысатын. 9 мамыр жеңіс күндері орден мен медальдарға толы кителін көрші соғыс ардагері ақсақалға кигізіп, «Сен барып әңгіме айтып кел балаларға» деп, мектепке сол кісіні жіберуші еді.
Оятқан мені ерте шығыс жыры... Жалынайық Абайға
17 апреля 2017
Muxit Bayazitov
просмотров: 4711
Өшпес өмір, таусылмас мал берейік, Бір білімді данышпан жан табайық,- деп ортаға ой тастай келіп:

Комментарии

Nurlan Saltaev
15 Июль 09:46 # ответить
Священник Ефрем Елисеев "Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892–1899 гг.", СПб., 1900 год.

«…- Киргизы, - говорили мне перед отъездом в миссию, - только внешне исполнители закона и обряда мусульманского. Многие из них никогда не совершают намазов (молитв), когда живут отдельно от татар; только встречаясь с последними и следуя их примеру, киргиза выполняют этот священный мусульманский обряд, при чем представляем (имамом) естественно татарин; киргизы же, совершая намаз, делают ракаяты (поклоны) неумело. Поживете среди киргиз два-три дня и вы сами убедитесь в этом, что проповедь можно начинать со всяким встречным киргизом безбоязно; где бы вы не беседовали с киргизами о вере, - все будут слушать вас с должным вниманием.

К сожалению, такое представление о киргизах часто далеко не соответствует действительности. Как видно будет ниже, киргизы зачастую проявляют такую же слепую преданность исламу, как и фанатики –татары, и поэтому оглашение киргизских степей истинами веры Христовой нередко требует от миссионера-проповедника неимоверных усилий…».
NUNU NUNU
15 Июль 11:43 # ответить
Хорошая подборка, спасибо.

Подтверждаются предположения, что казахи всегда были достаточно независимыми от идеологических догматов. К сожалению, сейчас мы наблюдаем обратную картину.
Arslan Akubayev   →  NUNU NUNU
16 Июль 02:49 # ответить
NUNU NUNU, Вы всегда очевидность наблюдаете и пишете, Салима? Не кажется, что без вашего коммента и так все понятно? Или страдаете манией мирового судьи? Типа каждой бочке затычка? Не кажется ли, что свой сомнительный талант, которого едва хватило на непрофессиональные разносы, вы окончательно профукали? И желчь не та, и похвала глупа.
Saidvakasov Daniyar
17 Июль 23:23 # ответить
Все писании относятся к 19 веку, и в некоторых просвечивается предвзятый вгляд. Да, был такой застой. Но не напртяжении всей истории, как здесь предоставляется. На это повлияли множество фактров. Если заглянуть чуть глубже, представится инная картина. Скажу словами ибн Батуты - арабский историк объехавший весь степь и побывавший в Сарайчике - "Среди тюркских народов особенно у казахов встречаются много набожных женщин"
Никита Оленин
19 Июль 12:26 # ответить
"Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах Степи еще не утратили своего значения.

Кроме мулл у нас много и других вредных шарлатанов. Мы говорим о татарах и среднеазиатцах, которые занимаются медицинскою практикою. Если б они пользовали доверчивых киргиз безвредными травками подобно русским лекарям, мы не стали бы о них и говорить." -

Шокан, "О мусульманстве в Степи". 1863-1864 гг.
Ular Saginaliev
20 Июль 09:04 # ответить
о каких казахах в 19 веке вы говорите, только в 1924 году придумали слово казах
Бақытжан Бұқарбай   →  Ular Saginaliev
20 Июль 19:38 # ответить
Ular Saginaliev, Представьте ладонь, приложенную к лицу. Силы тяготения тоже не было, пока Ньютон не придумал это слово.
Beknur Kissikov
10 Авг 11:58 # ответить
Бахытжан, не могу найти тебя на ФБ. Нужен очень
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3013 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3013', { type: 'blog', node_id: '3013', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });