misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'blog', action: 'page', content_css_version: '1385306412', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Войти через:
Корпоративные блоги
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 63 гостя

12 у «них» и 12 у «нас»: разными дорогами к правде

с нами с 17 апреля 2014

Недавно посмотрел замечательный фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (США, 1957 год). Сразу же захотелось пересмотреть и не менее замечательный фильм Никиты Михалкова «12» (Россия, 2007 год), который является римейком фильма Люмета. Снятые по почти идентичному сценарию оба фильма позволяют увидеть чрезвычайно интересные расхождения в восприятии и правосудия, и суда присяжных, и, в конечном итоге, базовых национальных ценностей у «них» (т.е. американцев) и у «нас» (т.е. бывших советских).

Кратко напомню общий сюжет. Мальчик из бедной семьи обвиняется в убийстве своего отца. Дело рассматривается в суде присяжных. 12 мужчин готовы вынести решение. Виновность мальчика не вызывает сомнений ни у кого из 12, кроме одного. Этот присяжный голосует за оправдательный приговор и запускает цепную реакцию сомнений. Все 12 начинают обсуждать и по новой исследовать доказательства, прежде совершенно ясные. Постепенно в каждом из них зарождается обоснованное сомнение насчет каждого из доказательств, и мальчик предстает уже не убийцей, а жертвой обстоятельств или чьей-то злой воли.

На этом сходства заканчиваются, а вот отличий гораздо больше, и все они носят глубинный культурный смысл.

1. Мотивация Скептика. У «нас» сомнение скептичного присяжного носит скорее нравственный характер, чем логический. Сергей Маковецкий, исполняющий его роль, восклицает: «Ну, как-то быстро. Я испугался. Мы как-то руки раз и вверх… Там ведь какой-никакой человек». Он боится вот так легко и быстро отправить человека отбывать пожизненное наказание. У него нет доказательств, он не может рационально обосновать свою точку зрению. Разбирается в деле он со всеми вместе на протяжении всего фильма. Персонаж Генри Фонды, конечно, тоже предлагает всем поговорить и не выносить скороспелых решений, но этот присяжный ничего не испугался, он имеет вполне рациональные сомнения в отношении доказательств, которые и излагает в течение всего заседания.

2. Цепная реакция. В обоих фильмах Скептика поддерживает старик. Вот только совсем по разным причинам. Старик у Люмета восхищается храбрым поступком Скептика – одному выступить против всех, а потому надо поддержать смелого парня. Старик у «нас» не хочет брать на себя ответственность. Он говорит, что этот человек (Скептик) предложил мне взять ответственность и за его решение. Персонаж С. Маковецкого предлагает 11 присяжным проголосовать без его участия, и если снова будет 11 голосов за виновность, то он не будет возражать и присоединится к большинству.

3. Жизненные краски. Правосудие у Люмета сухо и безразлично. Все, что мы знаем об обвиняемом: пуэрториканец, из трущоб. И еще нам один раз показывают его лицо, полное надежд. Правосудие у «нас» не оторвать от жизни без «мяса». Нам подробно рассказывают о судьбе чеченского мальчика, которого усыновил русский офицер. Мы видим какие-то сценки из его жизни, его семьи, которые тесно связаны с чеченской войной. Более того, по ходу заседания нам показывают уже повзрослевшего мальчика в камере, как он в ожидании решения своей судьбы пытается согреться, танцуя лезгинку.

4. А судьи кто? У «них» правосудие еще и совершенно безлико. Мы чрезвычайно мало узнаем о присяжных. Нет, нам, конечно, кое-что сообщают – профессии некоторых из них, кое-кто даже рассказывает о себе. Но в целом Люмет рисует образ людей из толпы, таких же американцев, как и любой из зрителей. Нельзя сказать, что у Михалкова присяжные не типичны и в них трудно для зрителя узнать себя. Скорее они настолько типичны, что нетипичны. И мы узнаем о них гораздо больше, чем в фильме Люмета. «12» – это целый калейдоскоп судеб. Каждый присяжный демонстрирует театр одного актера, и мы наглядно видим, как личный опыт влияет на их решения, как много в правосудии человеческого.

5. От аргумента к вере. Один из самых любопытных эпизодов в обоих фильмах – эпизод с импровизированным следственным экспериментом, после которого становится ясным, что многие из доказательств вины мальчика сомнительны на поверку. После эксперимента у Люмета большая часть присяжных переходит на сторону Скептика. У Михалкова эксперимент убеждает только двоих. И вообще рациональные аргументы слабо работают. Присяжных у «нас» надо не убедить, а заставить верить. Отсюда и театр одного актера: главный аргумент – личные истории.

6. Большой брат. Может ли государство быть персонажем фильма? У Люмета – нет, но у Михалкова – да, особенно если его изображает неподражаемый Александр Адабашьян. Пристав, болтающий по телефонам присяжных – это даже не роль, это мегахэштэг, который связывает все представления о государстве в нашем сознании. Эти 12 «воюют» друг с другом, режут правду матку, исповедуются. А пристав, тем временем, их потихоньку грабит. Правда, похоже?

7. Страна победившего социализма. Среди присяжных у «них» и у «нас» есть работяга. У Люмета это персонаж положительный со всех сторон – рассудительный, сдержанный, неглупый. Работяга у «нас» – ходячая пародия на «простого» человека, который стирает целлофановые пакетики и ездит на дачу общественным транспортом. Его роль исполняет замечательный Алексей Петренко. Его работяга носит будильник в чемодане и все время говорит невпопад (это надо видеть, описать трудно). Забавно, что таковы представления о пролетарии (и отчасти они верны) в стране, где этот самый пролетариат всегда считался передовым классом. Времена изменились.

9. «Мы за ценой не постоим…» А помните, мы когда-то победили нацизм? У Люмета все присяжные как один отворачиваются и выражают осуждение, когда один из них допускает уничижительное высказывание в адрес небелых американцев. И это при том, что фильм Люмета вышел за 6 лет до знаменитого Марша на Вашингтон Мартина Лютера Кинга (иными словами, в это время в США толерантностью и не пахло). А что у «нас»? По ходу всего фильма раздаются антисемитские, шовинистические или ксенофобские лозунги. И не сказать, чтобы все остальные присяжные это горячо поддерживали. Совсем нет. Они скорее индифферентны, они к этому привычны.

10. E pluribus unum. Присяжные у Люмета – люди разных профессий и, наверное, разного социального положения. Однако это не бросается в глаза. Они разные, но равные, они, несомненно – люди одного американского мира, а потому легко друг друга понимают. Единство в многообразии. Если их что-то по-настоящему разделяет, то уровень образования. Присяжные у «нас» ранжированы по своему социальному положению, как бутылки с вином по полкам в зависимости от года. Мы сразу видим бедных и богатых. Но есть и еще одна граница. Присяжные делятся на тех, кто влился в сегодняшнюю жизнь, и тех, кто остался за бортом. Например, таксист, которого играет Сергей Гармаш, и успешный бизнесмен в исполнении Юрия Стоянова как-то не дотягивают до единства во многообразии. Это скорее одиночество в многообразии.

11. А кто тогда? Американским присяжным достаточно обоснованного сомнения, чтобы признать пуэрториканского парня невиновным. «Нашим» присяжным нужна альтернативная версия, нужен виноватый. И они его находят в лице строительной компании. Ведь не бывает так у «нас», чтобы никто не ответил.

10. «Истина где-то рядом». Итак, понятно, что 12 у «них» и 12 у «нас» к правде идут разными дорогами. Американские присяжные следует по светлому пути рационального разума. Присяжные у «нас» как будто бы тоже исследуют доказательства, но логика для них не главное, правду нужно прочувствовать, попробовать на зуб. Мало ли, что там придумал разум, но сердце-то не обманешь. И самое главное. Правда для американцев равна правосудию. У «них» все заканчивается правосудием. В конце фильма так и хочется сказать: «Good job, guys!» У «нас» с правосудия все только начинается. Правда гораздо шире правосудия. После оправдательного вердикта присяжные выясняют, что на свободе мальчику угрожает строительная компания, заинтересованная в их с отцом совместном жилище. И старшина скамьи в исполнении Никиты Михалкова принимает на себя ответственность за судьбу «чеченёнка». Вот и получается, что жизнь – отдельно, а суд – отдельно.

Я умышленно все время писал про фильм Михалкова «у нас», чтобы не перегружать повествование. Но на самом-то деле и американские, и российские присяжные – это у «них». А как же будет проходить такой процесс в Казахстане? Мы, конечно, тоже бывшие советские, и многое из фильма Михалкова будет на нас похоже. Но, наверняка, будут и большие отличия. Достаточно ли для нас правосудия? Какой дорогой мы к нему пойдем? Если скамья присяжных – это модель общества, то увидим ли мы единое в своем многообразии общество на казахстанской скамье? Я не знаю.

Суд присяжных в Казахстане действует с 2007 года, и популярность присяжных среди обвиняемых все время увеличивается. В октябре 2013 года Иоганн Меркель, заместитель Генерального прокурора РК, заявил, что недоволен качеством работы суда присяжных. Также он отметил, что принято решение о сокращении количества дел с участием присяжных.

Но больше всего меня занимает другой вопрос. И у Люмета, и у Михалкова присяжные так или иначе представляют собой большинство, которое прорывается к правде через тьму предрассудков по отношению к обвиняемому меньшинству. В американском фильме большинством выступают благополучные белые американцы, которые судят эмигранта из трущоб. В российском фильме большинство расплывчато, но одинаково не доверяет Чечне и чеченцам. А вот кто выступит в роли меньшинства, находящегося под подозрением, сегодня в Казахстане? Кем должен быть мальчик, подозреваемый в убийстве своего отца, чтобы вина его выглядела неоспоримой?

И последнее. Окажись я сам на скамье подсудимых по ложному обвинению, кому бы я вверил свою судьбу? «Нашим» или американцам? У меня нет сомнений – американцам (во всяком случае в редакции Люмета). А вы? 

ЗАБЫТЫЕ…НО НЕ ПОТЕРЯННЫЕ
1 июля 2014
Дина Изтелеуова
просмотров: 88, комментариев: 1
Старость. Какой мы себе ее представляем? Как, с кем и где мы хотели бы провести свои последние годы, месяцы, дни, минуты, секунды…Думать об этом совсем не хочется и многие сознательно откладывают подобные мысли в долгий ящик. Быть молодым и полным жизни намного приятнее, а старость…еще не скоро?
Цой жив?
30 июня 2014
Святослав Антонов
просмотров: 199, комментариев: 2
Я не помню Цоя! Я родился через два года после его смерти. В пик “цоемании” еще ходил пешком под стол. Мне никогда не понять всей сакральности и культовости песни «Хочу перемен!», потому, что я живу в мире порожденном этими  переменами.

Комментарии

Адильхан Ержанов
19 Апр 19:58 # ответить
Очень добротная рецензия, спасибо!
Tolegen Baitukenov
19 Апр 22:30 # ответить
Супертекст, в фэйворитс! Welcome, Danyar!
Лариса Архипова
20 Апр 14:45 # ответить
Очень интересная тема, очень острая проблема, замечательный текст (что меня особенно радует!!!) К сожалению, не видела фильмов - ни того, ни другого - но уже понимаю, что мой выбор совпадёт, по всей вероятности, с выбором автора...Увы!
ashimova01
21 Апр 09:19 # ответить
Очень интересно, заставляет задуматься. С нетерпением жду других публикаций этого замечательного автора!
NUNU NUNU
21 Апр 17:46 # ответить
Фильм Михалкова - коньюнктура, высококлассная поделка, надежда угодить западному зрителю. Суд присяжных - пока еще не характерно для нас, не наше. Вот почему персонажи Михалкова такие пафосные, театральные, неестественные. Сцена с ножом вообще насвозь фальшива. А эксплуатация образа несчастного чеченского мальчика - ставка на западные гуманистические ценности, чтобы выжать слезу у европейцев. У Люмета - шедевр, у Михалкова - проект. (Разумеется, я не претендую на истину в последней инстанции, но и автоматически прогибаться перед громким именем тоже не хочу).
Данияр Калиев   →  NUNU NUNU
21 Апр 17:56 # ответить
NUNU NUNU, согласен с тем, что в данном фильме, как и в некоторых других, Никита Сергеевич эксплуатирует "загадочную русскую душу". Однако, многое из того, что показано в фильме, лично у меня вызывает доверие и узнавание. Фильм Люмета тоже в известной мере показал "правильных" американцев. Но если уж быть совсем строгим, то в том, КАК мы лжем, видна наша натура. Вот и в этих фильмах правда проглядывает через множество стереотипов.
Svetlana Ushakova
22 Апр 19:53 # ответить
Ты большой молодец! Мне очень понравилось! Все в меру: аналитично и душевно. Спасибо!
Ольга Гайко
01 Май 21:09 # ответить
Данияр! Спасибо за рецензию. Она как и оба фильма побуждают думать. Так много вокруг шелухи слов, пустых фильмов, и так ценно то, что провоцирует мыслить. Твоя рецензия, два последних абзаца заставляют думать...спасибо.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2234 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2234', { type: 'blog', node_id: '2234', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });