Пожалуй, ни один праздник не вызывает столько споров как Международный женский день. Каждый год мужчины постсоветского пространства поздравляют своих матерей, жен, дочерей с весенним праздником. Каждый год цветочные лавки и магазины продают несчетное количество цветов по весьма завышенным ценам. Каждый год в предпраздничные дни в салоны красоты не попасть. Каждый год в глобальной паутине разгораются споры: кто-то пытается доказать, что праздник этот весьма не безобидный, а кто-то даже утверждает, что в нем скрыт тайный смысл.
Если углубиться в историю, то официальная версия гласит, что праздник 8 марта появился в 1910 г., когда на Второй международной конференции рабочих женщин в Копенгагене лидер «Женского офиса» Социал-демократической партии Германии Клара Цеткин предложила ежегодно праздновать Женский день. Ее поддержали более 100 представительниц профсоюзов, партий и рабочих женских клубов из 17 стран мира. С тех пор это была основная версия появления праздника 8 марта.
Считалось, что это день борьбы за права женщин на труд, достойную оплату труда и т. д. Однако в середине 50-х годов прошлого века появилась версия о том, что на самом деле международный женский день обязан своим появлением нью-йоркским работницам швейных и обувных фабрик, вышедших на митинг в 1857 г. Эту форму протеста также называют «маршем пустых кастрюль»: женщины, вышедшие на демонстрацию, били в пустые кастрюли, создавая шум, чем пытались привлечь внимание к своей проблеме. Женщины требовали 10-часовой рабочий день вместо 16-часового, сухие и светлые помещения, равную с мужчинами зарплату и т. д. И, якобы, лишь позднее инициатива Клары Цеткин закрепила официальный статус за праздником.
Что интересно, доктор политических наук, участница движения освобождения женщин Франсуаза Пик и исследовательница Лилиана Канделл в своей статье «Миф о происхождении Международного женского дня» (1982 г.) пишут о том, что при исследовании вопроса, никаких следов демонстрации 1857 г., когда якобы американские работницы вышли с требованиями к власти, они не нашли. Как выяснилось, 8 марта 1857 г. выпадал как раз на воскресение. Это был бы несколько странный выбор для стачки. Что именно послужило причиной тому, что в самый разгар холодной войны, а именно в 1955 г., была впервые озвучена версия о демонстрации 1857 г., авторы статьи так и не нашли. Однако именно распространение этого мифа способствовало тому, что праздник получил статус международного. Американские феминистки должным образом оценили якобы американские корни праздника и в 70-е годы ХХ века взяли его на вооружение. В результате в 1977 г. ООН официально выступило с предложением посвятить этот день борьбе за права женщин во всем мире.
Вообще есть мнение, что в 1857 г. женщины все-таки выходили на демонстрацию на улицы Манхэттена, однако это были представительницы древнейшей профессии – проститутки. Они требовали, чтобы матросам выплатили задолженность по жалованию, поскольку те, в свою очередь, уже порядком задолжали жрицам любви. Однако подтверждения этой версии также нет. Скорее этот вариант похож на попытку дискредитации праздника со стороны противников.
Самое интересно, что Канделл и Пик пишут об антифеминистских истоках праздника. В 1910 г. феминизм был неразрывно связан с буржуазией. Клара Цеткин, предложив утвердить Женский день, преследовала две цели:
- Чтобы руководство социалистов поддержало требования женщин на равные права, в том числе, право голоса.
- Ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочего класса.
Франсуаза Пик пишет: «Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками. Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга».
После исторического предложения Цеткин социалистические организации стали отмечать Женский день. К примеру, в Германии, Дании и Австрии женщины вышли на демонстрацию 19 марта 1911 г. В России Женский день в 1913 г. прошел 3 марта, а в 1914 г. уже 8 марта. Стоит отметить, что специально дату никто не выбирал. В 1917 г. 8 марта по новому календарю (по старому - 23 февраля) в Петрограде на демонстрацию вышли женщины, которые протестовали против войны, требовали вернуть мужей с фронта и хлеба для своих голодных детей. Поэтому демонстрация носила название «Хлеба, мира, свободы!». К тому моменту в Петрограде уже несколько дней бастовали рабочие. Всеобщая забастовка закончилась Февральской революцией… И выступление женщин, носившее мирный характер, внесло свой вклад в события, изменившие историю страны.
Уже в 1921 г. Советская власть в память о демонстрации в Петрограде утвердила 8 марта Женским днем, в итоге этот праздник стал коммунистическим.
Но есть еще одна версия - о религиозном происхождении праздника, которая обсуждается в научных кругах все чаще и чаще. Сторонники данной версии утверждают, что все дело в том, что Клара Цеткин и Роза Люксембург, вдохновительницы праздника, принадлежали к еврейской нации. Если рассматривать эту версию, то следует отметить, что Клара, в девичестве Айсснер, родилась в семье немцев. Она была немкой, но муж ее, Осип Цеткин, был еврейского происхождения. А вот Роза Люксембург была пятым ребенком в буржуазной еврейской семье. Собственно, на этих двух фактах и строится версия о религиозном происхождении Женского дня. Широко ее озвучил представитель православной церкви диакон Андрей Кураев. В своих публикациях он утверждает, что в связи с этнической принадлежностью двух революционерок, этот день был приурочен к древнееврейскому празднику Пурим. Автор задается вопросом: почему именно 8 марта был выбран днем весны, а не 22 марта, день весеннего равноденствия? Какое-либо значимое историческое событие, связанное с феминизмом, не было зафиксировано в этот день, это не день рождения кого-либо из революционеров и деятелей и т. д. Праздник Пурим - это восхваление царицы Эсфирь, которая, согласно Ветхому Завету, спасла еврейский народ от истребления. И праздник этот как раз празднуется в период перехода от зимы к весне. Согласно преданию Эсфирь (иногда Эстер) была женой персидского царя периода династии Ахеменидов Артаксеркса, который не подозревал о происхождении своей жены. В результате дворцовых интриг, Эсфирь спасла еврейский народ от планируемого истребления: царь подписал указ, позволяющий евреям защищать свою жизнь и свое имущество любой ценой. Согласно преданию, благодаря этому указу евреи уничтожили большое количество своих врагов.
Если верить этой версии, Клара Цеткин выбрала весенний день для празднования Женского дня, поскольку с детства знала традицию празднования Пурима в семье. Вообще дата празднования Пурима устанавливается согласно еврейскому календарю (лунно-солнечному), а значит она нефиксированная. Так как менять дату празднования казалось нецелесообразным, Клара выбрала 8 марта. Согласно той же версии, выбор 23 февраля также связан с вышеуказанной традицией. Напомню, что 8 марта по старому календарю - 23 февраля. Этого же мнения придерживаются и представители мусульманства и открыто игнорируют этот праздник, мотивируя это тем, что внимание к женщине не должно ограничиваться одним днем в году.
Одним словом, 8 марта как красная тряпка для религиозных людей, не приемлющих «чужих» праздников. Чтобы мы ни говорили, но отношение к женщине в нашем обществе неизменно меняется и не в самую лучшую сторону. Мы столкнулись с феноменом «сильной женщины», хотя речь идет о представительницах так называемого «слабого пола». Хотелось бы, чтобы наши мужчины заботу о женщинах не ограничивали одним днем в неделю.