Каменные стелы (құлпытас, сынтас) встречаются в Казахстане повсеместно. Вопрос о происхождении каменных стел в научной литературе является дискуссионным. Одна точка зрения базируется на утверждении, что «формальными прототипами поздних западно-казахстанских кулпытасовявились деревянные культовые столбы – коновязи, олицетворяющие древнюю, характерную для большинства ностратических народов, традицию космической жертвы коня». Другие исследователи считают, что каменные стелы являются результатом эволюции традиции каменных изваяний. Суть этой гипотезы заключается в том, что кулпытасы являются результатом «развития традиции каменных изваяний – балбалов, характерных для 6-9 веков, то есть тюркского времени. С проникновением ислама, который запрещал всяческие изображения, особенно человеческие, вместо них начали ставить удлиненые камни-сынтасы или кулпытас».
Языку письма на эпитафиях кулпытасов в основном характерна следующая структура: кораническое изречение (в большинстве это формула единобожья), данные о родоплеменном происхождении усопшего с указанием имени его отца, реже деда, возраста, года смерти или же года установки памятника, кто установил кулпытас. Иногда указывали, какой статус в обществе занимал усопший, например, народного судьи бия (Көпшейіт қорымы, Сарыбөже би) или батыра (Бұлақ мәйіті, Омар батыр). Интересна на наш взгляд, фиксация на эпитафиях обращения «мырза» - «господин», например, «тасын қалдырған баласы Ермұхамед мырза» - «камень установил его сын господин Ермухаммед» (Қарағайлы мола). Особо хотелось бы подчеркнуть традицию изображения на надмогильных стелах родовых знаков тамг, которые безусловно, достоверно доказывают территорию рассления техили иных родов и их мелких подразделений.
Одной из малоизученных направлений в истории Букеевской Орды является эпиграфика. Хотя в последние годы она заметно активизировалась. Памятники бокейординской эпиграфики представляют собой важнейший комплексный источник историко-этнографического (в совокупности с тамговыми знаками) и филологического плана. В основном они представлены эпитафиями на художественных стелах – кулпытасах (среди которых представлены эпиграфические типы). Эпиграфические памятники Букеевской Орды являются неспецифическими (редкими) для западно-казахстанской традиции. Это широкие, плоскостные, лишенные декоративности стелы «татарского типа». В основном надписи на стелах были написаны арабскими каллиграфическими (узорчатыми) буквами.
Самое большое скопление кулпытасов в Букеевской Орде является кладбище «Хан Зираты». Именуемое, так после захоронения хана Жангира. Расположено оно в 3-х км северо-западнее поселка Хан Ордасы (Урда) Бокейординского района Западно-Казахстанской области.
По итогам экспедиции 2003 года по кладбищу Хан зираты выяснилось: слова на кулпытасах это суры и аяты из Корана, в основном написаны в «татарской традиции» (татар маһам) – это такие слова как «йылда», «йашында», «руғылық», «уолоят», «уфат», «улды», «оғлы», «йаздырған», «небарасы», «зауджасы», «ташны», «ферзендесі», «қылдырды», но встречаются и чисто на арабском.
Даты в основном идут по христианскому летоисчислению, но встречаются и по хиджре (два кулпытаса №36 и №39). На кулпытасах встречались и названия месяцев.
Материал для кулпытасов (песчанник) брали на горе Малое Богдо (Жамантау) владельцем которого являлся султан Шыгаев. А позже песчанник заменяется другим материалом, предположительно бетон или ракушечник.
У каждого рода в Букеевской Орде были родовые земли, и соответственно были и родовые кладбища с кулпытасами с указанием родовых тамг. Букеевская Орда на период 60-70 годов 19 века по административно-территориальному делению делилась на 7 частей (округов): Калмыцкая часть, Нарынская часть, Торгунская часть, Камыш-Самарская часть, Таловская часть, 1-й Приморский округ и 2-й Приморский округ. Каждая часть делилась на старшинства, в очередь старшинства делились на аульные общества.
В разное время исследователи в своих публикациях фиксировали варианта тамг родов Букеевской Орды это Левшин, Мейер, Казанцев, Харузин и т.д.
И по результатам экспедиции разных лет, на кулпытасах были обнаружены и подтверждены тамги родов алаша, бериш, есентемир, таз, табын, тама, торе, толенгит, ногай, кожа. Варианты тамг Левшина, Мейера, Казанцева совпадают по 8 позициям из 21 варианта. Тамги Харузина указаны, в отношение родов ногай, кожа и каракалпак. Вышеуказанные авторы не указали тамги этих родов, кроме Казанцева, у которого мы видим тамгу рода ногай. Несовпадение более десяти тамг можно объяснить тем, что авторы могли указать тамги отделений родов, но это дело времени и в будущем все тамги будут анализироваться по итогам полевых исследований.