Ивенты - очень хороший вид заработка для фрилансера. Я занимаюсь организацией мероприятий лет пятнадцать, а потому, расскажу вам об этом деле подробно.
Самое главное, что мне нравится в этом занятии, это короткие сроки общения с клиентом и самой работой, очень короткая спринтерская дистанция:
1. Встреча с клиентом, знакомство и получение ответов на необходимые вопросы.
2. Написание сценария и сметы.
3. Утверждение последних.
4. Счет и предоплата.
5. Работа с участниками ивента (артистами, подрядчиками и т.д.)
6. Непосредственно сам ивент.
7. Получить остаток денег и благодарственное письмо.
Весь этот алгоритм очень редко занимает более месяца, ну если вы не врюхаетесь в какое-нибудь очень сложное и громоздкое мероприятие.
У меня с этой главой будут большие проблемы.
Потому, что за пятнадцать лет материала и мыслей накопилось на отдельную книгу.
Но давайте про деньги. А деньги в ивентах крутятся неплохие. Последние десять лет мы не брались за мероприятие, если там не было заработка 2000-3000$. Обычный человек за эти деньги сидит в офисе два месяца. Мне же, порой, даже из дома выходить не нужно. Четыре-пять телефонных звонков, сценарий, смета, договор и счет на почту. И просто контролировать исполнение. Вот, я сейчас пишу умную книжку, а в это время мои помощники вовсю готовятся к важному мероприятию.
Еще раз - основная фишка этой работы состоит в том, что вы можете сами контролировать свою занятость. Например, в декабре у организаторов "ёлок" полный аврал, дурдом и ад. Зато потом можно пару-тройку месяцев вообще не работать.
Я очень часто сравниваю это работу со службой в десантных войсках. Всё штатно и спокойно, пока не загорелась лампочка тревоги. Я и сейчас могу подорваться в течение пятнадцати минут и сутки просидеть в горах на каком-нибудь корпоративе или тимбилдинге.
Я могу днями валяться с книжкой, а потом несколько дней бегать с микрофоном по пересеченной местности и это давно не подвиг, просто я научился жить в рваном темпе.
Давайте остановимся на этом явлении поподробней.
Это необходимо. Если вы не способны жить по минутам, планировать и предвидеть самые нереальные исходы ситуации, вам сюда не нужно. Если вы не готовы легко общаться с пьяными людьми, вам сюда не нужно.
Если вы не в состоянии быстро подчинить себе людей и командовать ими, вам сюда не нужно.
Если вы не умеете и не можете держать удар, жить в огромном стрессе, вам сюда не нужно.
Организаторы мероприятий это десантура.
Я не умею разбивать бутылку об голову, но я могу организовать рок-фестиваль на 30 тысяч человек в степи в +45 жары. Я могу в течение дня управлять и организованно, по минутам управляться с тысячей людей. Я могу сутки интересно разговаривать с тридцатью топ-менеджерами. Наш абсолютный рекорд - 18 мероприятий в месяц, четыре в один день, ну и так далее.
Есть нам с женой что вспомнить, одним словом. Но эта книга не о моей крутости, а о вашей. Я уж как-нибудь проживу. А потому поехали учиться дальше.
Я делю мероприятия на два больших раздела:
1. Для физических лиц, частников.
2. Для юридических лиц, фирм и компаний.
Это деление очень важное, так как именно оно определяет подход к организации и необходимые навыки. С "физиками" работать сложнее. Они далеко не все умеют правильно тратить и расставаться с деньгами. "Физики" это:
1. Свадьбы
2. Дни рождения
3. Юбилеи
"Корпораты” это:
1. Тимбилдинги
2. Конференции
3. Презентации
4. Корпоративы
5. Событийный маркетинг
6. Рекламные мероприятия
7. Концерты
8. Тусы и афте-пати
9. Выставки
10. Оpen air и тд.
Как научиться работать в этой отрасли? Только у наставника. Умные книжки помогут и добавят баллов в карму, но ивенты - это только практика и практика. Найдите себе наставника и бегайте за ним бесплатной "помогайкой" год. Если вы подходите для этой работы, вам начнут платить уже через месяц, но самое главное - через год вам начнут доверять не шибко сложные мероприятия.
Мой совет: меняйте наставника раз в три года. Всё дело в том, что несмотря на то, что большинство ивент-агенств всеядны, очень круто у них получается исполнять только одну или две позиции. Например, я очень крут в организации тимбилдингов и корпоративов, но я очень плохо разбираюсь в свадьбах. Кто-то всю жизнь организовывает тусовки и концерты, но совершенно не разбирается в детских мероприятиях.
А разбираться в мероприятии нужно "до вздоха", от мелочей зависит успех и только от них. Например, на солнышке маленькие детки могут находится от силы час, а потом их нужно уводить в тень. Офисный планктон может активно двигаться максимум два, три часа, а потом его нужно усаживать, кормить и веселить.
На третий час новогоднего корпоратива шефу лучше уехать.
Когда вы готовите мероприятие, всегда исходите из пессимистичного сценария, а попросту, рассчитывайте на полного идиота и сволочь. Ведущий обязательно попадет в пробку. Автобус с гостями опоздает и сломается. Персонал ресторана будет тупить и лажать по полной. Ваш помощник кретин. Ну и дальше по списку.
Нельзя работать без 70% предоплаты.
Иначе, при плохом исходе мероприятия вы останетесь должны подрядчикам и коллегам, работавшим с вами на мероприятии, много денег.
Нужно знать ивент-поляну вашего города досконально и, желательно, лично. Вы должны, обязательно, сами посмотреть как работает ведущий, живая команда, оригинальщики, оформители, кейтеринг и т.д. В противном случае ваша карьера быстро закончится.
Ну, и потом, рынок необходимо знать из жадности. Это ваша работа - знать администраторов всех рабочих площадок, загородных отелей, ресторанов, банкетных залов и самых ходовых артистов лично.
Организаторы мероприятий зарабатывают деньги в виде комиссии от бюджета мероприятия либо выставляют свой конкретный гонорар. Так же, они имеют очень неплохой доход за счёт скидок и специальных цен на артистов, рестораны, фотографов, операторов, оформителей и прочих.
Как продавать свои услуги?
Самый действенный способ в "корпоративной” сфере - прямые продажи. Приходите непосредственно к заказчику и презентуйтесь. Приходите и презентуйтесь! Приходите и презентуйтесь!
“Физикам” самые лучшие продажи делают рекомендации клиентов.
Вообще, любые продажи это очень творческий процесс. Например, у 90% корпоративных клиентов за организацию тимбилдингов, тренингов и корпоративов отвечают сотрудники департамента HR, отдела кадров по-старому. Все они безвылазно сидят на Хедхантере. Десять лет назад я начал раз в квартал на все лады сотрудничать с этим сайтом. Взамен я получил супернадежные и шикарные рекомендации от лидера этой отрасли. Легко, полезно и изящно. А по-другому делать продажи не интересно и не поможет.
Если вы хотите о-о-очень много свадеб, уроните ценник до минимума и пашите как скаженные по нулям полгода-год. Через год ваша жизнь превратится в сплошной свадебный ад, но и денег будет очень много.
Я, например, несколько лет пахал над специальным, информационным порталом для ивент-индустрии Chesnok.kz. Результаты превзошли все ожидания! Я теперь вообще занимаюсь организацией мероприятий очень редко, в виде хобби, а сайт приносит стабильный доход с рекламы. Любые артисты готовы сотрудничать на "бартер", а это возможность давать заказчикам уникально низкие цены и т.д.
Но самое главное - я на пять лет ушел с головой в Сеть и теперь неплохо разбираюсь в блогинге, журналистике, создании интернет-проектов, социальных сетях, редакторской работе и т.д.
Можно сказать, что и эта книга является результатом успешных продаж в ивентовой отрасли.
Резюме:
Если вам интересна эта отрасль фриланса, смело ныряйте и в бой. Пяток лет супер интересной пахоты и вы обретете деньги, интересное дело и свободу.
Удачи друзья!