misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 100 гостей

Фаллометрия как национальная идея

с нами с 10 сентября 2015

Содержание поста

6 лет назад я уехала из Казахстана, сначала в Москву, потом в Турцию. Мой отъезд не был спровоцирован внутренним конфликтом, я не идейный эмигрант.

Причиной моего отъезда стало замужество. В 2009 вышла замуж за россиянина. В 2010 мы купили дом в Турецкой Алании, в 2011 перебрались сюда насовсем.

В прошлом году мы развелись. К этому моменту я перевезла в Аланию всю свою семью: маму, ее мужа, своего брата, его жену и их дочь. Мы – казахи, такие, не умеем радоваться жизни в одиночку. И именно эта моя национальная черта, по большому счету, и стала причиной нашего с мужем развода. Оставлю за скобками драматизм ситуации, поскольку он никого не касается.

Оказавшись наедине со всеми свалившимися на меня заботами, я задумалась о том, что делать дальше. Я могла бы собрать чемодан, сесть в самолет и вернуться в Казахстан. Это было бы очень просто не будь у меня семьи из пяти человек и стаи, состоящей из двух огромных собак и трех кошек. Да, это был мой выбор и я, как взрослый и ответственный человек, готова за него отвечать. И отвечаю.

Однако мой изменившийся статус сильно отразился на моей жизни. Незамужней женщине в Турции жить довольно сложно. Турецкое общество – очень патриархально и турки, особенно в провинции, не воспринимают женщину-предпринимателя всерьез. А у меня здесь, в Алании, свой бизнес, свое агентство по недвижимости.

Вообще-то, жить на берегу моря – замечательно. Это – 300 солнечных дней в году. Это - совершенно другое качество жизни.  Это – помолодевшие за то время, что живут здесь со мной, родители. Но на все это нужно зарабатывать. Нынешним летом поступил ряд довольно интересных предложений, наклевывался хороший проект в Алматы и я подумала: «А не вернуться ли мне?»

Я летела в Казахстан с ясным и таким торжественным чувством: «Домой!» Признаюсь, сама не ожидала от себя. Оказалось, что я очень соскучилась. Давно загнанная на задворки сознания тоска по Родине вырвалась на свободу.  

Первые две недели прошли в сплошном восторге. Я, как выпущенная с космодрома ракета, сбросила балласт и неслась по инерции от встречи к встрече, от воспоминания к воспоминанию, от города к городу.

Первым делом, я побывала в Астане. Я очень люблю этот город. Кроме того что он вырос на моих глазах он еще стал городом осуществившихся желаний, самых дерзких, самых амбициозных. Я ходила по Астане с раскрытой нараспашку душой и с огромным наслаждением впитывала ее атмосферу. Астана – город с очень хорошей энергетикой. Она – молода и неотразима! На первый взгляд, она холодна и неприступна, как знающая себе цену юная красавица. Но если полюбить ее по-настоящему, она вручит вам ключ от своего сердца, раскроет вам свою душу.

Для меня душа Астаны – это мои друзья, мои воспоминания, это моя бесшабашная молодость. Я в ней бесконечно удивляюсь!  Она растет и меняется, она не перестает дарить мне случайные встречи со старыми знакомыми, новизну восприятия, надежду и веру в себя.  

И еще, я очень люблю Ишим. Давным-давно, кажется в моей прошлой жизни, я впервые вышла на набережную этой, в общем-то, ничем не примечательной реки и задохнулась от восторга! С нашего первого свидания прошло без малого 20 лет. За эти годы я увидела многое. Я видела Иртыш, Москву-реку, Волгу, Неву, Сену, Нил, Босфор, Индийский и Тихий океаны, Красное, Черное, Каспийское и Эгейское моря. Я живу на берегу моря Средиземного. Однако Ишим навсегда останется для меня моей любимой рекой.

Я родилась и выросла в Алма-Ате, в детстве мы купались в обжигающе ледяных водах  Весновки, Большой и Малой Алматинок. Алматинские реки – быстры и дерзки, они, как горные козы, что скачут с одного уступа на другой, молниеносны и безудержны. Их я тоже очень люблю, но в нашем городе  нет реки, которая неспешно несла бы свои воды неведомо откуда и неизвестно куда. Реки, которая, словно мудрый старец, давший обет молчания, глядит на тебя с высоты прожитого и увиденного и, сохраняя безмолвие, умеет сказать тебе что-то очень важное.  «Живи, учись, дерзай!» - именно эти слова я услышала в тихом журчании вод Ишима в нашу первую с ним встречу. За эти слова я его  и полюбила…  

И снова, как когда-то, я засиживалась на кухнях друзей, вспоминая и переживая много раз упомянутые и пережитые события. Делилась своими впечатлениями и планами, слушала их рассказы. И именно там, в домах своих астанинских товарищей, я впервые почувствовала, каким-то внутренним нюхом уловила «запах» уныния. Мое намерение вернуться в Казахстан вызвало у большинства из них довольно неожиданную для меня реакцию. «С ума сошла!» - именно эта фраза стала неким шлагбаумом, за которым следовал их рассказ о том, как все плохо.

Наше казахское гостеприимство подразумевает не только щедрые угощения. Мы открываем свои закрома и потчуем гостей утаёнными для них от внуков и от самих себя, сладостями и скрываем от них свои  большие и маленькие беды. Мы всегда показываем гостям лишь «нарядную часть своей юрты». Так всегда было и так всегда будет. Гостеприимство – это часть нашей культуры, нашей ментальности. Возможно, именно оно заставляет нас казаться лучше, чем мы есть. Казаться, но не быть…

В общем, вслед за расспросами и рассказами последовали, хоть и приправленные шутками, но – жалобы. Мои астанинские друзья по понятиям многих живут выше среднего уровня достатка. Некоторые даже слишком. И когда-то давно, когда некоторые из них брали кредиты, покупали немыслимо дорогие квадратные метры в престижных жилых комплексах, делали совершенно безумные ремонты, обставлялись, я спрашивала: «На фиг?» В ответ слышала различные доводы, основным лейтмотивом был наш казахский «журттан уят болмасын» (чтобы не было стыдно перед людьми).  Одна моя подруга так и сказала: «Этажом выше живет такой-то, этажом ниже – такой-то. Не могу же я сделать ремонт хуже, чем у них».

Словом, выяснилось, что в большинстве случаев благополучие самых крутых из моих друзей мнимое, ненастоящее, взятое в кредит. Закон возвышающихся потребностей порой играет злую шутку с людьми.

Ко всем прочим бедам, многие понакупили машин в России в надежде продать «старый» автомобиль, который то ли вышел из моды, то ли просто приелся. А машины, я вам скажу, не «Лады Калины».

Интересно, что те из моих друзей, кто, как и много лет назад работает на госслужбе, меньше тревожатся. Степень мандража перед неизвестным будущим оказалась прямо пропорциональной  уровню видимого материального благосостояния.  

Улетала в Алматы с каким-то грустным чувством. Это как, знаете, взять конфету в блестящей обертке, на которой написано «Грильяж» и  обнаружить  внутри какую-нибудь ириску.

Алма-Ата была куда откровеннее. На правах матери, она не постеснялась и сразу вывалила на меня весь груз своих проблем. Смог, грязь, обшарпанность и замызганность очень нарядных когда-то сооружений и их контраст со стеклом и бетоном фешенебельных новостроек.

Когда на светофоре рядом становятся «Bentley» и старый, видавший виды «Жигуль» - это как-то нехорошо. И на ум пришло сравнение с Вавилоном: «И цари земные любодействовали с нею и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее»…

Алма-Ата, на мой взгляд,  стала распутной. Она, как брошенная любимым женщина, отдалась в отчаянии первому встречному. Мне жаль свой родной город. Над ним надругались, его осквернили, его развратили. Его утопили в едком дыму выхлопных газов, изменили его облик, стерев с его лица до боли знакомые черты.

И лишь тихий, чудом пока спасающийся Теренкур, напомнил мне о том, что когда-то в этом городе был другой дух, другая культура. Все те же моложавые пенсионеры, словно из прошлого вышагивающие бодрым маршем вверх-вниз, все те же прогуливающиеся со своими подопечными «собачники».

Так случилось, что в родном городе у меня немного друзей. Несколько одноклассников и те, кто переехал из Астаны. Ну и родственники. Родственников у меня много. В нашей семье, как и в большинстве казахских семей, общаются вне зависимости от степени родства. Я, признаться, не могу даже сосчитать всех своих троюродных братьев и сестер.

Словом, в Алма-Ате я гостила в основном у родичей, кои в большинстве своем проживают в престижной по нынешним временам, верхней части города. Сначала, традиционно, бешпармачили. Потом начали говорить серьезно, о взрослом.  Общение с родными окончательно убедило меня в том, что настроение рядовых казахстанцев сильно изменилось. И изменилось оно не в лучшую сторону.

С ужасом я обнаружила, что большая часть моих друзей, знакомых и родственников с трудом сводит концы с концами. Кто-то перебивается с хлеба на воду, погашая кредиты, отказывает себе в элементарных вещах. Какая уж там фуагра!

Мы, конечно, вдоволь пошутили над вертолетами, гольфом и горными лыжами. Но смех этот был такой – сквозь слезы. И на мое намерение вернуться алматинцы отреагировали жестко, они сказали: «Какого фига?!», заменив в слове «фиг» все три буквы на сами знаете какие.

Еще пару недель я не сдавалась. Моя батарея оказалась очень емкой, ее заряда хватило на полтора месяца. Потом и я впала в уныние.

Это случилось в тот момент, когда на остановке «Дворец школьников» на меня накричала женщина. Я курю. И я не знала о том, что с некоторых пор в Алматы запретили курить в общественных местах. Вот стою я на остановке, в зубах сигарета, в ушах  наушники, думаю о жизни, никого не трогаю и вдруг меня начинают так, знаете, не слабо, трепать за локоть. При чем, со спины. Я стояла поодаль и спиной к сидящим на остановке людям.  Оборачиваюсь и вижу перед собой разъяренную женщину, которая что-то возмущенно говорит мне. Вынимаю из ушей свои «таблетки»  и слышу: «Ты что, б..ть, не знаешь, что в общественных местах курить запрещено!!!» Я испугалась, клянусь. И не слов ее, а ее вида, ее глаз. Бедная женщина! В ней было столько отчаяния!

С того самого момента мне все стало видеться в другом свете. В негативном. Я вдруг увидела уныние на лицах женщин, тоску в глазах мужчин. И даже дети неприятно удивили меня, когда подсмеялись над моей племянницей: «А что у тебя нет айфона?»

Я вдруг почувствовала эти, окутавшие как паутина мой город, потоки темной энергии. Депрессия! Она словно бы похитила граждан у жизни. Она вселилась в сердца и умы земляков. Она отпечаталась в их глазах грустным эхом предчувствия беды. Осела в их душах состоянием, когда уже ни во что хорошее не верится. Когда ничего не радует. Когда завтрашний день не обещает перемен к лучшему.

С того дня к огорчениям из-за изменившейся Алма-Аты прибавились переживания о судьбах людей. Я как-то сонастроилась с горожанами. Заныла в унисон с ними. Заразилась депрессией.

Ко всему прочему меня кинули люди, которым я доверяла. Ну, так, знаете, взяли и обманули.

Вернулась в Турцию раздавленной и долго еще отхаркивалась алматинским смогом, гнала из своей головы печальные мысли, а из сердца  тоску. Лечилась морскими и солнечными ваннами, медитировала, заряжала свою, сдохнувшую за время поездки на Родину, батарейку.

И когда почти избавилась от уныния, пришла новость о девальвации…

Сегодня мой почтовый ящик и мессенджер на ФБ завалены письмами с жалобами на жизнь в Казахстане. Люди обращаются ко мне за советом и помощью. Посыл, в основном, один: «Надо валить!» И вопрос, как правило, один: «Как свалить?»

Как бизнес-вумен, я должна бы радоваться такому «потоку», это возможность заработать. Но как человек, который, пусть это и не модно, является патриотом своей страны, я задумалась.

Многие сейчас приводят такое изречение Ли Куан Ю: «Если неправильно управлять народом, все умные люди уедут». У нас вообще, любят приводить в качестве аргументов афоризмы и изречения великих людей. Я согласна с отцом-основателем Сингапура. Однако у меня есть свой взгляд на то, что происходит в Казахстане. Возможно, многие не согласятся со мной, я на другое, признаться, и не рассчитываю.  Я надеюсь лишь на то, что хотя бы кто-то задумается.

Я очень люблю говорить с людьми, у меня высокий уровень эмпатии, однако я человек, склонный к анализу.

И когда мой первый шок после поездки в Казахстан прошел, когда отшумела истерия по поводу девальвации, я стала думать. Думать о причинах.

Я не стану рассказывать вам о неэффективности политики государства. И не потому, что не считаю так или мне нечего сказать. Это даже не корпоративная этика. Да, я чиновник до мозга костей, весь мой трудовой стаж – это стаж работы в государственных органах различного уровня. Однако для меня, как для человека думающего, докопаться до причины всегда важнее, чем рвать на себе волосы с криками: «Все пропало!»

Итак. О причинах. Мои размышления и мой жизненный опыт натолкнули меня на, возможно не оригинальную, мысль о том, что причиной всего, что происходит сейчас в Казахстане, является фаллометрия. При этом, наша казахская фаллометрия не имеет гендерного разграничения.

Один мой старый друг работает в акимате Павлодарской области. В этой самой Павлодарской области, как известно, расположены несколько тюрем. Так вот, он рассказал мне следующее: «Ты знаешь, кто сидит сейчас в тюрьмах? В основном, это молодые люди, которых осудили за распространение наркотиков и женщины, которые брали кредиты, чтобы женить своих детей и не смогли расплатиться с банком. Их осудили за мошенничество».

Из разговоров со своими близкими, с обычными людьми, я поняла, что кредиты – это одна из главных причин обеднения казахстанского общества. Люди брали кредиты на все: кто-то покупал квартиру, кто-то машину, кто-то сотовый телефон, кто-то поездку в отпуск, кто-то женил своего сына или выдавал замуж дочь.

Поругайте меня, люди, поругайте, а потом, пожалуйста, задумайтесь.

Да, власти тоже виноваты. Да, они должны были обеспечить настоящую доступность кредитных ресурсов для населения. Да, они должны были развивать, диверсифицировать, модернизировать, обеспечивать, планировать и прочее. Но они не должны были думать за нас, принимать каких-то решений. И никто из властьпридержащих не заставлял нас брать эти самые кредиты. В конце концов, приведу вам другой, всем известный афоризм: «Каждый народ заслуживает своих правителей».

Одна из многочисленных историй. Мой родственник взял кредит на покупку автомобиля. Купил сразу новенький, японский, в автосалоне. Через полгода разбил машину в хлам.  Дальше, купил в кредит компьютер, телевизор, смартфон, в кредит же оплачивает учебу своего единственного сына в институте. Жалуется, как и все, на власти.

Спрашиваю его: какого, извините, хрена, брал машину в салоне? «Немене сончама, байдын баласы сиякты?» Что, нельзя было купить что-то поскромнее? Ответ меня не удивил: «Я работаю в банке, у нас все ездят на крутых машинах, что я хуже других что ли?»…

Ну да, ты не хуже других, но теперь твоя семья перебивается с хлеба на воду и еще несколько лет улучшения ей не грозят. Молодец!

Другая история. Знакомая женила сына. Будущие сваты, кудалар, работают в национальных компаниях, и невеста настаивала на том, чтобы на сватовство обязательно были бриллианты. Мы же гордые, чё нам. Влезли в долги, купили бриллианты, норковую шубу, и прочие подарки, потакая амбициям будущих родственников. У меня вопрос? У сына вообще голова на плечах есть? На фиг жениться на девушке, для которой бриллианты важнее семейного счастья? И я знаю, что сын, даже не задумался об этом. Потому что он не приучен думать. Если есть мамы, папы, тети, дяди, которые, чтобы не ударить в грязь лицом, чтобы «уят болмасын» (не было стыдно), влезут в долги, но купят, достанут, сделают, зачем ему думать?

А сколько таких, кто берет кредиты, лезет в долги для того, чтобы вытащить своих нерадивых чад из «ментуры»?

Система, на которую все мы с вами дружно жалуемся, выросла вокруг нашей с вами фаллометрии. Спрос рождает предложение. Сегодня кредиты предлагают даже пенсионерам! Под пенсию!

Другая знакомая жаловалась на своего великовозрастного брата. Он в семье единственный сын. Знакомая сама пенсионерка, брату значит, лет под 60. Так вот, просит у нее денег, чтобы свой день рождения отметить в кафе! Она возмущается: «Какое кафе? В ауле на границе с Киргизией? Жындысын ба? (дурак что-ли)»  Он апеллирует: «Что я хуже других, уже такие-то мыркымбайские соседи свой день рождения в кафе отмечают!» И она высылает ему деньги, взяв эти деньги в долг!

И это я не акцентирую внимания на том, что мужчина в таком возрасте все еще просит денег у сестры.

Моя мама два года пилила меня: «Норковую шубу хочу» Говорю ей, мам, на кой черт тебе далась норковая шуба? В автобусе ездить? Что вы думаете? Купила! Заставила пасынка взять кредит в банке, добавила высланные мной на Новый год в качестве подарка деньги и купила! Не отстала от общественности! Молодец! Все жаловалась, что плохо живется. Да по фиг, что вместо сливочного масла стала кушать отвратный маргарин, зато в автобусе до «Зелени» она ездила в норковой шубе!

Старшее поколение вообще, очень сильно давит на молодежь. И это надо признать! По большому счету, все дорогостоящие свадьбы, юбилеи и прочие мероприятия, проводятся в угоду старшему поколению. Одна из моих сотрудниц, пока была не замужем, все возмущалась: «Ой, зачем нужна такая свадьба! Лучше бы квартиру молодым купили». В прошлом году она сама вышла замуж. Когда спрашивала ее: «Ну что, человек 200 гостей?» Смутилась, говорит, родители настояли.

«Сын такого то такой молодец, купил отцу машину!», «Дочь такого-то, вот удачно вышла замуж, молодец, купила матери золотые часы»… Сколько раз я слышала это от своей мамы. Она не злая, нет. Но она – такая же, как все представители ее поколения!

Однажды пожаловалась мне: «Доча, мне надо в Мекку съездить. А то такая-та родственница три раза (!) съездила в Мекку, теперь на всех тоях (праздниках) такая важная сидит. А мой дед был в Хадже и похоронен там, а я ни разу в Мекке не была!»  Поездка в Мекку стала мерилом состоятельности! В Мекку!!! Спрашиваю: «А зачем три раза в Мекку ездить-то?» Говорит: «Один раз за своих родителей, второй раз за себя, третий раз за своих детей!» Это как? Кто сошел с ума?

Мамин дед, мой прадед действительно похоронен в Мекке. Но он был в Хадже 7 лет! Он вышел из дома и пошел в Мекку. Пешком. Это был настоящий Хадж, в который идут один раз. За годы, проведенные в Хадже, он заболел (старый был человек) и, придя в священный для мусульман город, умер. Там его и похоронили.

 Если слегка напрягусь, приведу вам еще с десяток таких примеров, когда люди для того чтобы произвести впечатление на общественность, совершали необдуманные поступки. И не дети вроде бы.

Как-то ездила в командировку с одним высокопоставленным товарищем, в Стамбуле было дело. Ехали мы в миркоавтобусе на какую-то встречу. Когда он увидел турка за рулем «Смарта» (ну есть такая малюсенькая машинка, клевая между прочим, мне очень нравится) начал ржать на весь автобус. Вот, говорит, смотрите, немудрено, что он один едет, какая женщина с таким согласится? Все, кто был рядом, присоединились к этому веселью.

И эта привычка «блеснуть размерами своих гениталий» передается от одного к другому по вертикали и по горизонтали, от родителей к детям, от начальников к подчиненным, от «звезд» к обычным людям, приходит в наши дома с голубых экранов «зомбоящиков», называемых в народе телевизорами.

Ко всем прочим «членам» у нас теперь еще соревнования по количеству лайков на ФБ, в Инстаграме, Твиттере и прочих пожирателях времени нашей жизни. Ладно бы вещали о чем-то важном, нет, грудастые девушки и воинствующие тинейджеры заполонили паутину, соревнуясь во владении странным сетевым сленгом. Теперь в нашем обществе есть и тролли, и фейки, и прочие неведомые зверушки из виртуального мира. Ну какой, скажите мне, зрелый, здравомыслящий человек, станет делать «селфи», прости Господи, в Церкви или в Мечети? Не жизнь, а сплошная ярмарка тщеславия.

 Это – самая настоящая ничем не прикрытая фаллометрия! И не надо мне рассказывать, что в наших бедах виновато правительство. Беда в том, что у нашего правительства те же комплексы!

Иначе, как можно объяснить стремление провести все мировые тусовки в Казахстане? И как можно объяснить ситуацию, когда люди всерьез думают, что у нас все нарядно! «У вас в Казахстане то все хорошо, вы – богатые!»  - только и слышу от своих неказахстанских знакомых. И, признаюсь, сначала гордость какая-то охватывает. Это очень приятно моему слуху. У меня те же комплексы.

Однако я не из тех людей, что привыкли винить кого-то в своих проблемах. Я предлагаю всем нам начинать с себя. Тем, кто подумает, что мне легко рассуждать, сообщаю. Мои пенсионные накопления, как и ваши, превратились в пыль. Я не получаю от государства даже гарантированного мне минимума бесплатных медицинских услуг. Более того, я освободила его (государство) от ответственности и за мою семью. Мамину пенсию в 100 долларов я деньгами, простите, не считаю, особенно за границей.

Я езжу на экономичном «Ситроене», который «кушает» 6 литров дизеля на 100 км. Я много работаю для того, чтобы прокормить свою семью, потому что пока никто из моих близких не знает турецкого языка и, соответственно, ничего не зарабатывает.  Я не жалуюсь и ни от кого ничего не жду. Это – моя жизнь и мой выбор.

В начале статьи я писала о гостеприимстве. Люди всегда отражают культуру своего народа. Но только люди и выбирают, каким станет это отражение. Когда-то давно приезд гостей в степи был одним из главных событий. Резали овцу, накрывали богатый дастархан, радовались, рассказывали о своих достижениях. Гость в то время был источником информации, окном в мир. Одно кочевье от другого отделяли многие километры. Перед таким редким гостем, возможно, нужно было похвастаться.

Но мы с вами живем в XXI веке. И, по-моему,  уже пора вырастать из пеленок и ползунков. Да, фаллометрия не единственный наш грех. Но с чего-то надо начинать.

Страна наша  – очень молода, а молодости свойственно ошибаться, учиться, расти и развиваться. В конце концов, это наше стремление не отстать от соседа, угнаться, а лучше всего, обогнать других мы можем перенести в другую плоскость. К тому же, у нашего народа, наряду с недостатками, есть масса достоинств. Нам есть чем гордиться и есть к чему стремиться.

Пора лечиться от нашего общего инфантилизма и начинать бороться за настоящие достижения. И давайте уже придумаем какую-то другую национальную идею, кроме фаллометрии. Сами. Не дожидаясь указа сверху. В конце концов, если кроме афоризмов нам больше нечем апеллировать, есть и такой: «Каждый народ заслуживает своих правителей».

И я, между прочим, не призываю взвалить все проблемы на плечи рядовых казахстанцев. Правительство должно принимать адекватные вызовам времени меры. И ему, правительству, похоже, в этот раз уже не отвертеться. Как не отвертеться и нам с вами. Мы, на мой взгляд, засиделись в своей песочнице. Давайте уже оставим в покое свои гениталии и включим наши мозги. Все мы. Если мы этого не сделаем, через 30-50 лет лица жителей Казахстана приобретут ярко выраженные  черты либо северного, либо юго-восточного соседа. Вы этого хотите? Я – нет. И потому сейчас делаю все, для того чтобы вернуться. Вернуться домой, в Казахстан.

Я не пойду митинговать или воевать с системой силовыми методами. Я буду инвестировать в убогую, хромую, кривую, но свою, родную, казахстанскую экономику. Поставлю юрту в степи и начну  выращивать овец, доить коров и кобылиц, катать войлок и шить, как моя бабушка когда-то, курак-корпе. Буду создавать, мать его, этот ВВП. Я это сделаю потому что знаю: не начнем думать и действовать сейчас, в следующем, XXII веке, на нашей, пропитанной кровью предков, земле навсегда смолкнут звуки домбры и кобыза.

Я этого не хочу. А вы?

Главные цитаты патриарха русской литературы — Льва Толстого
31 января 2020
GONZO
просмотров: 18
Лев Толстой – гениальный русский писатель, просветитель и мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю
Гаргулья на стене аббатства XII века похожа на «Чужого»
31 января 2020
GONZO
просмотров: 22
Как так вышло?

Комментарии

Zha Nna
08 Нояб 20:04 # ответить
Botagoz, kakaya vy umnica, ochen ponravilis vashi razmyshleniya I stil vashego izlozhenia. Ya soglasna s Vami naschet fallometrii, vot prosto otlichnyi termin oharakterizovat sklonnost kazahov k pokazuhe. Zhelau Vam udachi I vsego nailuchshego.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Zha Nna
08 Нояб 20:18 # ответить
Zha Nna, Спасибо огромное! Это мой первый пост здесь. а ваш комментарий первый и самый важный! Благодарю!
Kuanysh Beck
08 Нояб 21:38 # ответить
Согласен со всем, кроме ссылочки на то, что мы и наше гос-во молодо. Ссылаясь на молодость мы, мягко говоря, молодимся как престарелая и увядшая женщина пожилого возраста. Разве мы не утверждаем, что нашей государственности 550 лет? А это почти вдвое старше США. Разве мы не существуем как нация уже более полу тысячелетия? Ссылки на советское прошлое, также, лицемерно: половина мира прошли через социалистический строй, но никто на это не ссылается.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Kuanysh Beck
08 Нояб 21:58 # ответить
Kuanysh Beck, знаете, для меня было большим сюрпризом узнать о 550 летии казахского ханства. Да простят меня земляки. Этот пробел в моих знаниях не моя вина. Тут мне придется кинуть в сторону советского прошлого. Согласна с вами, это когнитивный диссонанс. Сначала мы говорим, что Казахстан получил суверенитет лишь после развала Союза, а теперь нам вдруг пять с половиной веков стукнуло. И это тоже ничто иное, как фалометрия.
Kuanysh Beck   →  Ботакоз КОПБАЕВА
08 Нояб 22:59 # ответить
Ботакоз Копбаева, Я про то, что если за 550 лет мы не изменили своим привычкам, то сейчас надеяться на это без радикальных мер, наивно. Ведь и ранее наш народ славился своими понтами (почитайте Путь Абая).
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Kuanysh Beck
09 Нояб 00:13 # ответить
Kuanysh Beck, мысли Абая и мне очень близки "о казахи мои, мой бедный народ...". Но опускать руки нельзя!
Галия Альжанова   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 12:52 # ответить
Ботакоз Копбаева, я вот тоже про 550-летие ханства узнала недавно. После того как Путин неосторожно :) сказал, что у нас раньше никогда не было государственности. Хорошо, она у нас была. Но зачем праздновать эту дату так, как будто у нас сейчас ханство продолжается!?!? У нас сейчас абсолютно другой строй.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Галия Альжанова
09 Нояб 23:35 # ответить
Галия Альжанова, полностью согласна с вами!
Yevgeniya Jane
08 Нояб 22:17 # ответить
Казах без понтов - беспонтовый казах!!..распространенное выражение,отражающее реальность . Ботагоз,согласна на все 1000%. Сама постоянно задумываюсь над нашей "ментальностью"... честно даже не знаю что могу сделать,дабы как то,что то ..изменить. На ум приходит - только смириться и выживать и понтоваться дальше.. Мнение из души..
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Yevgeniya Jane
08 Нояб 22:41 # ответить
Yevgeniya Jane, а может быть не надо понтоваться :)
Yevgeniya Jane   →  Ботакоз КОПБАЕВА
08 Нояб 22:45 # ответить
Да это я не про себя лично,а в целом...Конечно не надо.....но сама замужем за казахом....и все это вижу... не знаю как с этим бороться, привыкла просто уже наверное...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Yevgeniya Jane
08 Нояб 22:52 # ответить
Yevgeniya Jane, а если попробовать бороться с этим в себе, а не в окружающих? Ведь единственный человек, которого мы можем изменить, это мы :). Остальные подтянутся :)
Aigul Temirgaliyeva   →  Ботакоз КОПБАЕВА
10 Нояб 10:52 # ответить
Ботакоз Копбаева, добрый день! Все верно! Начинаем с себя, воспитываем правильно детей и все получится) Не сразу конечно, но начинать надо. Для нашего поколения. Мне 35, но лет с 15-ти постоянно "воюю" с родителями по поводу "уят болады перед людьми", "анау Катипашка караш, вся в золоте и я хочу", таким образом высасывая из нас деньги, при этом умудряются еще и критиковать: "тууууй, когда уже квартиру купите?!". Своим двум дочам говорю: "апашку с аташкой любите и уважайте, но не поступайте как они)) счастье не в деньгах, а во взаимоотношениях между родными". Вроде понимают. Не знаю как и почему я выросла такой. Может в школе были хорошие учителя, или соседи грамотные, но я абсолютно не приемлю жить ради понтов. Мы с супругом решили жениться без свадьбы, рождение и последующие дни рождения детей справляли только в кругу семьи. Родители мои и его мать люди не богатые, поддержки и какого-то капитала начального у нас не было, но за 14 лет совместной жизни худо-бедно сколотили небольшое состояние (не считая бесконечного потока денег на тои или похороны бесконечных родительских родных, друзей, соседей, родни соседей, их детей и тд и тп), доработались с продавца "бабочек для похудения" и ресепшен до руководителей. НЕ понтуюсь, просто хочу доказать, что всего можно достичь, если думать не членом, а головой. Прошу прощения за многабуков))) Желаю Вам удачи в Ваших начинаниях!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aigul Temirgaliyeva
10 Нояб 10:56 # ответить
Aigul Temirgaliyeva, спасибо за ваши много букв! Они очень полезные и нужные!
Сатбаева Жадыра   →  Ботакоз КОПБАЕВА
12 Нояб 19:25 # ответить
Ботакоз Копбаева, в этом Вашем комменте ответ на вопрос: "как жить и что делать?"
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Сатбаева Жадыра
12 Нояб 19:42 # ответить
Сатбаева Жадыра, в каком "этом"?
Саттыбаев Ермек
08 Нояб 22:39 # ответить
Чертовский точное описание и анализ нынешней ситуации. Сразу в голову пришло ЕХРО и т.п. мероприятия. И про всеобщее "уныние"-это в точку!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Саттыбаев Ермек
08 Нояб 22:50 # ответить
Саттыбаев Ермек, признаться, я бы предпочла ошибиться. Но увы. По реакции читателей понимаю, что права. Эх...
Kuanysh Beck
08 Нояб 23:03 # ответить
Акцент понтовства ярко выражен не только у казахов, но и русских, среднеазиатов, азербайджанцев. Был всегда, судя по хроникам средневековым, и скорее всего еще долго будет.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Kuanysh Beck
09 Нояб 00:06 # ответить
Kuanysh Beck, с этим не спорю

Но меня аолнует
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Kuanysh Beck
09 Нояб 00:09 # ответить
Kuanysh Beck, с этим не спорю, но меня интересует только мой Казахстан.
Dosumjan Imanaliev
08 Нояб 23:20 # ответить
Жаныныз шыгып кететiндей жазыпсыз,.Керемет жеткiздiнiз,рахмет!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Dosumjan Imanaliev
09 Нояб 00:10 # ответить
Dosumjan Imanaliev, рахмет!
Eleonora KB
09 Нояб 00:02 # ответить
Я тоже абсолютно согласна с Вами. Вот мне думается зачем строить Астану или Алмату, когда простой народ который живёт в деревнях или аулах никогда в жизни не видели горячую воду текущую из крана или элементарно в туалет до сих пор ходят на улицу. Кому это Expo нужно, когда народ лишён простых удобств.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Eleonora KB
09 Нояб 00:11 # ответить
Eleonora KB, да что уж теперь. Задним числом думать всегда легче. Лучше вперед смотреть, там от нас многое зависит. Прошлого не исправить история не имеет сослагательного наклонения.
Eleonora KB   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 07:02 # ответить
Ботакоз Копбаева, Но об этом никто и не задумывается. Как будто так и должно быть, когда обычный простой народ страдает от неудобств у страны нет и не будет будущего как бы не старались проводить международные мероприятие. Воды нету, дорог нормальных нету, цены высокие и .д. Данная проблема не в прошлом, она существует на сегодняшний день. Надо смотреться прошлое и понять чего не надо повторять.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Eleonora KB
09 Нояб 09:32 # ответить
Eleonora KB, согласна, анализировать необходимо, сокрушаться не нужно. Это разные вещи. Про аулы - согласна полностью.
Eleonora KB   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 07:08 # ответить
Не признав ошибку, никому ещё не удавалось идти вперёд. Иначе ошибка имеет силу повториться,поэтому есть необходимость проанализировать прошлые ошибки и допущения. И это не называется думать задним числом. Если хочется сделать что то для народа, то надо начать из аулов.
Sagyngazy Kurmanalin
09 Нояб 00:34 # ответить
Нынешняя ситуация оценка деятельности госаппарата включая президента которому было "отдано" 99%голосов. Сколько еще лет нужно...

Большинство сельских жителей это мало коснется,так как у них ситуация на уровне 99 годов, нету газа, воды, работы а сейчас и урожая (актюбинская область). Что делать то остальным? Сначала бизнес убили таможенным союзом, а оставшихся в живых кризисом.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Sagyngazy Kurmanalin
09 Нояб 00:57 # ответить
Sagyngazy Kurmanalin, все от нас зависит. Мы просто не до оцениваем собственную значимость
Nazgul Shabanova
09 Нояб 00:46 # ответить
Такое ощущение, что я сама это писала! Согласна со всем, кроме желания вернуться в Казахстан, на 100%.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Nazgul Shabanova
09 Нояб 00:57 # ответить
Nazgul Shabanova, для того чтобы понять меня, надо пожить в другой стране
Aru Ka
09 Нояб 00:53 # ответить
Не знаю как быть?! Смеяться или плакать? Все в точку...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aru Ka
09 Нояб 00:56 # ответить
Aru Ka, лучше смеяться. Слезами горю не поможем :)
Arystan Nazyruly Omarov
09 Нояб 01:51 # ответить
Недаром есть поговорка: казах без понтов, беспонтовый казах. Понтуются все, и задают тон те, кто присосался к власти, к природным ресурсам, они и задают уровень понта. А все с дуру пытаются уравняться с этим понтом.

Как ни говори, начните все с себя. мало что изменится, если не изменится система в целом!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Arystan Nazyruly Omarov
09 Нояб 02:24 # ответить
Arystan Nazyruly Omarov, система это и мы с вами. Что уж греха таить, все мы участвуем в происходящем. Так или иначе. И пословицу эту мы ведь сами придумали. Да и не пословица это вовсе :)
Наталья Балшыкбаева
09 Нояб 09:47 # ответить
Все со всем сглашаются, считают, что нужно все в корне менять, но воз и ныне там. Автор ясно дала всем понять, что перемены надо начинать с себя! Здесь и сейчас! А мы соглашаемся со всем сказанным, но тут же идем брать кредит! Нельзя бысь хуже других!
Altynbek Tyndybekov
09 Нояб 09:57 # ответить
Правильно, каждый на своём месте должен РАБОТАТЬ, думая о детях и внуках, ближайщая задача- народосбережение и удвоение численности населения!!! Количество перейдет в качествр! Учиться надо у КИТАЯ.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Altynbek Tyndybekov
09 Нояб 12:59 # ответить
Altynbek Tyndybekov, согласна с вами! Надо учиться!
Ерден Телемисов
09 Нояб 11:24 # ответить
Отличная статья!!! Спасибо!!!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Ерден Телемисов
09 Нояб 12:55 # ответить
Ерден Телемисов, спасибо!
Marat Ken
09 Нояб 11:58 # ответить
Ну ты блин, даешь
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Marat Ken
09 Нояб 12:58 # ответить
Marat Ken, спасибо!
Галия Альжанова
09 Нояб 12:44 # ответить
Начала читать статью с некой долей скептицизма "вот, мол, уедут, за границу и оттуда рассуждают о Казахстане" . Но чем дальше, тем быстрее он у меня улетучивался. Как Вы правильно все описали, Ботакоз, как с языка сняли. И все так просто и красиво, если это слово можно здесь применить. Я прямо читала и перед глазами у меня все это шло как кино.

Спасибо, Ботакоз, хорошая и честная статья! Вот бы ещё получилось у нас хоть как-то изменить ситуацию, хотя бы в своих семьях. Точнее кланах. Потому как в моей семье нет таких закидонов, слава Аллаху, и дети, и родители, рассуждают здраво.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Галия Альжанова
09 Нояб 12:56 # ответить
Галия Альжанова, спасибо! Все у нас получится именно если будем начинать с себя и с ближнего круга!
Nugman Isaev
09 Нояб 12:47 # ответить
Как говорится, что имеем то имеем. Теперь, очень важно сделать правильные выводы на уровне национального самосознания и государственной идеологии в целом, и конечно же, принять соответствующие меры. Сегодня, возможно уже будет поздно. Последствия идут намного быстрее чем мы успеваем осознавать до конца масштабы этих запущенных давно процессов.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Nugman Isaev
09 Нояб 12:57 # ответить
Nugman Isaev, да мир очень быстро развивается. Но мы должны успеть!
Aidar Omarbekov
09 Нояб 12:50 # ответить
Правильная мысль, правильные слова, правильный тон! Донесено очень доходчиво и содержательно! Всем нам урок. Вы молодец, Ботагоз!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aidar Omarbekov
09 Нояб 12:57 # ответить
Aidar Omarbekov, спасибо!
Adil Sagingaliev
09 Нояб 14:26 # ответить
Спасибо, Ботагоз! Очень тонко подмечено про настроения людей. И не вдаваясь причины такого явления, полностью поддерживаю данную тенденцию в нашем обществе. Сам вожу Дэу Матиз и столько наслушался насмешек и косых взглядов. Действительно фаллометрия как национальная идея. Ум+талант+труд => материальный достаток, но почему-то большинство людей считает что наоборот тоже верно.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Adil Sagingaliev
09 Нояб 19:10 # ответить
Adil Sagingaliev, нонконформизм трудный выбор и стадному инстинкту порой сложно противостоять. Все наш выбор.
Александр Кан
09 Нояб 16:08 # ответить
Ботакоз, благодарю!!! Эти ваши строки как крапива, я поражён как точно вы выразили подсознательное многих из нас...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Александр Кан
09 Нояб 19:10 # ответить
Александр Кан, и я вас благодарю!
Arman Karimov
09 Нояб 17:33 # ответить
Давайте будем честными — заниматься любимым делом в Казахстане, чтобы это приносило доход, на который можно жить (а не выживать) можно... НО! Но если прежде пройти 7 кругов ада. А нахрена? Нахрена, если есть возможность свалить и со старта в карьер наладить все там, где нет дебильной системы маке/баке/жаке/откат/агашка и где тебя за твой труд уважают.

СИСТЕМУ НЕ СЛОМАТЬ, ибо мы винтики этой самой системы. Система уходит сама лишь тогда, когда изживает себя, и вряд ли это случится на нашем веку.

Поэтому люди и сваливают, хотя нет, не сваливают, а отправляются за своей мечтой. А сваливают как раз те, у кого бабла и тут за гланды, сваливают туда, где это бабло приятнее тратить.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Arman Karimov
09 Нояб 19:13 # ответить
Arman Karimov, давайте будем честными! Заниматься любимым делом всегда сложный выбор.и с другой стороны, попробуйте завести машину, любую, если в ней не хватает винтиков.

Что касается отъезда за рубеж. Знаете, все не так радужно как может показаться на первый взгляд.
Arman Karimov   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 19:15 # ответить
Ботакоз Копбаева, это если на ура ломиться куда глаза глядят. Готовиться надо основательно и тогда все радужно
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Arman Karimov
09 Нояб 20:48 # ответить
Arman Karimov, я думаю,что у всех свой взгляд на этот вопрос. Мне здесь в Турции все не кажется таким уж радужным. Первые годы было дело, а сейчас как-то все приелось. То ли зажралась, то ли мозги плавятся :)
Arman Karimov   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 19:17 # ответить
Вот вы пишите об одной проблеме, а сами болеете другой — на все комменты отвечаете так, мол типа я написала как есть и во всем права. Делаете это аккуратно, гладко, но суть читается четко. Похоже это у всех авторов, которые рубеж в 3-5 тыс просмотров проскакивают.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Arman Karimov
09 Нояб 20:50 # ответить
Arman Karimov, а что это за болезнь такая - отвечать гладко и аккуратно? К тому же, конечно, я считаю что права, иначе не стала бы писать. Что касается рубежа 3-5 тысяч, не поняла связи, извините.
Tair Supiev   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 20:39 # ответить
Ботакоз Копбаева, Добрый вечер! Молодец, все верно написано! В "яблочко", каждый человек, кто живет в Казахстане имеет такие "привычки".

Если с классическим вопросом КТО ВИНОВАТ? более менее все ясно, то ЧТО ДЕЛАТЬ? не знает кажется даже Правительство!

С удовольствием готов пообщаться с Вами!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Tair Supiev
09 Нояб 20:54 # ответить
Tair Supiev, добрый вечер! Спасибо! Согласна, мне тоже кажется что не знает никто. Многие их тех, кто когда-то пытался предложить альтернативный путь, разочарованы и скептически настроены. Однако в истории любой страны наступает время, когда надо наплевать на собственные амбиции и делать дело. По-моему для нас этот час пробил.

Пообщаюсь с вами с удовольствием. Но для начала может быть познакомимся :)
Кәусар Аяпбергенқызы
09 Нояб 17:34 # ответить
Будто целый фильм про Казахстан в 2015 году просмотрела, все в точности так, как есть... эх, вспоминать бы об этом всем с насмешкой и с чувством удовлетворения в 2050 году... Что подскажете делать молодежи, которая хочет изменить мир вокруг себя, но боится что "ұят болады или жұрт не дейді"?
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Кәусар Аяпбергенқызы
09 Нояб 19:16 # ответить
Кәусар Аяпбергенқызы, я тоже этого хочу и хочу принять участие в создании этого самого будущего.

А про молодежь. У меня один совет. Он банальный и избитый, но он такой - прежде чем менять мир вокруг себя, надо изменить себя :)
Tair Supiev   →  Ботакоз КОПБАЕВА
09 Нояб 22:44 # ответить
Ботакоз Копбаева,Меня зовут Таир, мне 41 год, живу в Алматы! Вполне заурядный человек! Офицер - военнослужащий. Если возможно, то э-адрес [email protected]
Tair Supiev
09 Нояб 22:21 # ответить
Меня зовут Таир, мне 41 год, живу в Алма­ты! Вполне заурядный человек! Офицер - в­оеннослужащий. Если возможно, то э-адрес [email protected]
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Tair Supiev
09 Нояб 22:57 # ответить
Tair Supiev, спасибо :)!
Yan KZ GR
09 Нояб 22:47 # ответить
Ботакоз, Вы написали всё как и есть на самом деле. Я прекрасно понимаю все ваши взгляды и примеры тоже видел. Я сам прожил в Европе 15 лет, но вернулся обратно в Алматы. Получив и бриобретя опыт жизни, я понял что не могу больше жить в другом месте кроме КЗ. Да тяжело в КЗ, но ведь Всевышний дал нам выбор и мозги для действий и всё в руках каждог, и все винят всех, но не себя. Так и есть, надо с себя начинать и быть одекватным хотя бы! Было приятно прочитать вашу статью, к тому же правдивую. У нас в КЗ очень классно и люди этого не осознают так как не у всех есть опыт сравнения как у нас с вами. У каждого свой предначертаный путь, но он в праве делать выбор. Удачи Вам в Ваших началах!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Yan KZ GR
09 Нояб 23:02 # ответить
Yan KZ GR, Спасибо! И Вам удачи!
GONZO   →  Yan KZ GR
10 Нояб 21:01 # ответить
Yan KZ GR, добрый вечер! Может напишите вашу историю? Читателям будет интересно :)
Gulzhana Kaliyeva
09 Нояб 23:19 # ответить
Вы такая умненькая а сами свалили, да ещё семью всю увезли... Немодное слово - патриот... Нельзя ругать наших. Есть и глупые, но чаше всего каждый день встречаю достойных людей, которые каждый день спину гнут не на себя и не за зп, а за идею. Больше всего таких в возрасте 20-30. Я их уважаю. Уважаю своих коллег журналистов, которые каждый день копаются в "дерьме", чтобы помочь, чтобы раскрыть нарыв. В Вас я поверю, когда Вы вернётесь...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Gulzhana Kaliyeva
09 Нояб 23:44 # ответить
Gulzhana Kaliyeva, спасибо за комментарий. Я не умненькая, я умная. И проверять меня не нужно. Я ответственный человек и привыкла отвечать за свои слова.
GAUKHAR TULBAYEVA
09 Нояб 23:59 # ответить
Всем добрый вечер! У меня трое детей,старшему сыну 24 года.И я часто им говорю ,что желаю им быть беспонтовыми казахами.Так как понты усложняют жизнь.А жизнь может быть так интересна , успешна и без понтов. А еще я хочу ,чтобы они всегда оставались казахстанцами.
Нұртас Сариев
10 Нояб 07:55 # ответить
Если это первый пост,то остальные точно будет интересным....ждем еще
Сериккали Касым
10 Нояб 15:04 # ответить
Оян Қазақ! Болма мазақ!

"Осек, отирик, мактаншак, ериншек, бекер мал шашпак" - бес душпанынынды айкындап козге шукып корсетип кеткен Абай аулие!
Серик Алдияров
10 Нояб 17:16 # ответить
Пост супер, а отца зауважал ещё больше за то, что не "разрешает" брать кредиты, его слова хочешь накопи...
Assyl Amir
10 Нояб 17:23 # ответить
Интересно почитать!
Azhi Koben
10 Нояб 17:27 # ответить
Класс! спасибо за Вашу мысль! Очень рад таким вот здравым наблюдениям! Тем, не менее метод проб и ошибок, считаю в целом ведет к позитивным преобразованиям. Только тех, кто живет в иллюзии, можно заманить в еще большую иллюзию. Власть, деньги и слава не делает человека полноценным. Чувство полноценности, это внутренний свет. А наше несчастье в наших комплексах неполноценности, которое навязывалось очень долгое время. И не только мы и наша страна этим страдает, почти 95% людей во всем мире в поиске счастья во внешнем мире и атрибутиках. Это успешно используют в маркетинге и рекламе. До сих пор самым дорогим товаром в мире является чувство собственной значимости перед другими. Обычный животный инстинкт и самка всегда выбирает альфа самца)) Вот только человек так научился обманывать природу, что невольно обманулся сам)) Не конгруэнтность стала обычным делом, а это настоящее уродство. Не соответствие быстро раскрывается после брака и поэтому сейчас число разводов бьет рекорды.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Azhi Koben
10 Нояб 18:16 # ответить
Azhi Koben, абсолютно согласна с вами! Но наши комплексы - это наше воспитание, детство, это комплексы наших родителей. У каждого народа своя "слабинка", и у каждого человека есть своя "кнопка". Иногда нужна горькая пилюля. Чай с медом уже не помогают :)
Azhi Koben
10 Нояб 17:28 # ответить
Правительство - это не отдельные люди от общества, они те же люди и в том же обществе и с точно такими же комплексами и т.д. Винить никого не стоит и с этим утверждением абсолютно согласен! Взять на себя ответственность всегда тяжело, но это единственный путь к счастью! Другого нет!)) И знаете ли Вы, что если брать взаймы, думая, что главное сейчас хорошо а на завтра наср.ть, то непременно наступившее завтра будет таковым) Никто и никогда не будет думать о Вашем завтра! А те на кого Вы возложите такую обязанность, поимеют Вас во благо себя и своей семьи!))
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Azhi Koben
10 Нояб 17:36 # ответить
Azhi Koben, да...
Mahamat Yayazov
11 Нояб 02:47 # ответить
как думал и действовал вчера - получи результаты сегодня, какие мысли и действия сегодня - такие результаты получишь завтра,,,,
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Mahamat Yayazov
11 Нояб 09:15 # ответить
Mahamat Yayazov, однозначно!
Omirzak Akzhigit
11 Нояб 09:37 # ответить
"Беда в том, что у нашего правительства те же комплексы! ...У меня те же комплексы".

Золотые слова! Но, умница Ботагоз, сестричка моя дорогая, ты не учитываешь одну, но очень, жизненно важную тонкость - с каким бы усердием не начинал каждый член общества от себя, даже все до единого, этот порыв не даст нужного результата, пока не общество, а само государство не включится в это дело. Потому что люди это люди, а государство - это машина. Но с другой стороны государство - это система, а она не желает, да и неспособна сама себя реформировать. В таких случаях возможны 2 варианта: 1.Появится у нас свой Ли Куан Ю (Петр 1-ый, Дэн Сяо Пин и т.д.), что очень маловероятно. 2.Грядет революция, где ее плодами наверняка "воспользуются проходимцы". История повторяется на наших глазах - "верхи не хотят жить по-новому, низы не хотят жить по-старому" и "критическая масса" в обществе наполняется. Желаю удачи!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Omirzak Akzhigit
11 Нояб 12:58 # ответить
Omirzak Akzhigit, спасибо! Вы ошибаетесь, если думаете, что я этого не понимаю. Я очень хорошо понимаю и поэтому начала писать. Я - против кровопролитья и цветных революций. И своего Ли Куан Ю мы сами вырастим, но для начала мы должны вырасти сами. Мозги включить, как минимум :)
Vladimir Lazarev
11 Нояб 17:31 # ответить
Огромный РАХМЕТ за смелость мысли и термин!!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Vladimir Lazarev
11 Нояб 18:53 # ответить
Vladimir Lazarev, вам рахмет!
Ерсаин Степной
11 Нояб 22:49 # ответить
Ботакоз. Народ не идеален, правительство тоже. Но я считаю, что государство обязано защищать частную собственность. Рейдеров в постсоветском пространстве хоть отбавляй. Любой вкладывающий в экономику Казахстана рискует остаться ни с чем.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Ерсаин Степной
12 Нояб 00:48 # ответить
Ерсаин Степной, бизнеса без риска не бывает в принципе. Согласна, наш рынок трудно назвать цивилизованным, но носители культуры - люди. Никто за нас этого не сделает
Omir ilayssov
12 Нояб 01:46 # ответить
Добрый день Ботакоз очень хороший содержательный пост, я думаю кто читал и кто прочитает никого не оставит равнодушным ваш пост. Я тоже постораюсь сделать рассылку чтобы больше людей имели возможность прочитать его, взгляд вроде как со стороны но так тонко все подмечено изнутри может кто и задумается и "включит свои мозги".

Я сейчас нахожусь за пределами нашего любимого Казахстана, тоже переживаю за судьбу нашей Родины за происходящие экономические реформы. Закончив учебу вернось в Казахстан с новыми идеями и взглядами. Приехав за границу заметил как сильно отличается менталитет наш от европейцев, у них действительно нет понтов свадьбы рамкошные не делают, гулянки не устраивают на кутых машинах, очень многие ездят на малолитражках, зарабатывают больше живут скромнее и несмотря на должность и чин ездят свободно в общественном транспорте, как и все наводят порядок на улицах. Хотелось акцентировать на этом внимание, на поряке.

Всё начинается с элементарного порядка это дисциплинирует людей, порядок влияет на все начиная с культуры поведения и тд тп.

Уважаемые друзья уважайте друг друга уважайте труд других людей.

Ботакоз Вам большое спасибо. Всем удачи.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Omir ilayssov
12 Нояб 10:50 # ответить
Omir ilayssov, здорово, что у вас теперь есть иной взгляд, главное, чтобы то, чему научились там, принесло пользу Казахстану! Турки в этом плане не пример для нас, они тоже несколько безалаберны в вопросах культуры. Но они - большие патриоты и в этом их сила!
Omir ilayssov   →  Ботакоз КОПБАЕВА
12 Нояб 11:51 # ответить
Ботакоз Копбаева, я патриот своей страны и постараюсь максимально насколько возможно (что зависит от меня) приложить усилий для развития нашего государства.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Omir ilayssov
12 Нояб 14:05 # ответить
Omir ilayssov, спасибо! Значит прорвемся!
Иван Иванов2
12 Нояб 20:23 # ответить
Во многом согласен с Вами, но статья похоже на заказ. На фоне экономического кризиса и социального напряжения. Вы как в религии убеждаете работать и работать.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Иван Иванов2
13 Нояб 02:50 # ответить
Иван Иванов2, я никого не убеждаю ни в чем ином, кроме как подумать :)
Er Zhakyp
12 Нояб 21:59 # ответить
Ботагоз в начале вернись на родину откуда сбежала. Родина мать все простит.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Er Zhakyp
13 Нояб 02:51 # ответить
Er Zhakyp, во-первых, я не сбежала, а во -вторых, на "ты" мы с вами не переходили
Alma Zhakyp
12 Нояб 23:59 # ответить
Пустая болтовня, кто хочет, тот просто делает, самая главная, она же простая, ошибка, это пытаться перевоспитать другого, нужно просто делать себя, молча. кроме того есть объективные законы развития общества, экономики и т.д . Бизнес строится ради выгоды, всем движет интерес, конкуренция мотиватор, политика важнейший элемент развития государства и в том числе экономики ... как можно все это не принимать в расчёт и двигаться только на патриотизме. Если даже вы вернетесь, сомневаюсь, что вы чего-то добьетесь с таким подходом. А все, что написано все давно уже знают и не надо заниматься самобичеванием, это частные случаи, просто вы или подзабыли свой народ, или сами с собой заигрались , или лукавите. мне не показалось, что написанное крик души. в моем окружении таких чудо казахов нет, но я слышал о таких, а ведь я живу здесь. ... а насчёт руководства рк, так ведь время сложное, геополитика важна, трезвый расчёт важен, не всегда можно делать то, что хочется, не всегда получится делать все правильно. Считаю, что вряд-ли кто сумел бы лучше справиться. Считаю и ехро нужен и велоастана нужна и олимпиада нужна и Астана нужна. ... многое правильно делается, самое плохое, что не диверсифицировали экономику за 20 лет..., но как я уже сказал все не может быть правильным, идеала нет нигде.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Alma Zhakyp
13 Нояб 02:52 # ответить
Alma Zhakyp, вы мне все объяснили, спасибо :)
Alma Zhakyp
13 Нояб 00:02 # ответить
Не сердитесь на меня, но вы не правы и думаю вам не стоит приезжать, вы слишком пессимистичны, а нам нужны позитивные грамотные хваткие и жадные в хорошем смысле люди, причём любой национальности. А болтунов у нас и без вас хватает. Ещё раз прошу прощения за резкость,  но ведь читать будут и другие, написано ведь в том числе и для них. удачи всем.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Alma Zhakyp
13 Нояб 02:54 # ответить
Alma Zhakyp, извините, "нам" это кому? "МЫ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ " вы в этом смысле. Вы меня совсем не знаете и не нужно рубить с горяча, хорошо?
Alma Zhakyp   →  Ботакоз КОПБАЕВА
13 Нояб 16:08 # ответить
Ботакоз Копбаева, Вы все-таки обиделись. На самом деле я через вас обращался ко всей аудитории, вас все это касалось в меньшей степени. И зачем же нужно было передергивать, по принципу лишь бы переспорить, ведь очевидно, что под «нам» подразумевалось «стране». Если вы хотите не «аплодисментов», а преследовали благие цели просто «пробудить народ» - не переходите на личности, тем более что это не продуктивно. И вообще сдается мне, что вы хотели услышать только лесть, критика вам не по душе. Иначе как объяснить, что вы благодарите только отзывы-дифирамбы, а любое, даже незначительное, проявление несогласия вы напрочь отметаете и обиженно язвите. Там, где вам льстят, вы готовы терпеть обращение на «ты», а где пытаются не согласиться, вы тут же с достоинством вспоминаете про свое ВЫ (или МЫ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ). Будьте последовательны и объективны.

см. далее
Alma Zhakyp   →  Ботакоз КОПБАЕВА
13 Нояб 16:09 # ответить
Вы уже почти неделю разговариваете здесь «по душам», уверен, что и потом вы продолжаете все это обсуждать в своем кругу, восхищаясь произведенным эффектом… Не надо унижать свой народ своими частными обобщениями, наш народ гораздо более эффективен и талантлив, чем вы себе можете представить. Вы же посвятили этому только две строчки. И не надо думать, что кроме вас никто об этом не думает, уверяю вас, не только думают, но и в большинстве своем делают. И польза от них в тысячи раз больше, чем от ваших разглагольствований, хоть они об этом и не говорят, они просто делают, создают рабочие места, платят зарплату, сами богатеют, пользуются услугами других, давая тем самым возможность заработать другим. И, заметьте, никто из них не парится патриотизмом и необходимостью умерить понты, они просто живут во благо себя, своих близких, своих работников и это приносит несоизмеримо больше пользы, чем ваша статейка. Уж лучше бы вы привезли из Турции какое-нибудь оборудование, технологию или просто хотя бы рассказали о малом бизнесе, который можно было бы применить у нас (в стране). см. далее
Alma Zhakyp   →  Ботакоз КОПБАЕВА
13 Нояб 16:10 # ответить
От того, что вы поставите юрту, будете катать войлок толку будет мало, если вы будете это делать ради, «мать его, этот ВВП». Сделайте хотя бы это (если другого не можете), но ради себя, своих близких, станьте богатой, платите налоги, покупайте товары и услуги, живите одним словом счастливо, и вы принесете огромную пользу стране и народу.

На вашем месте я бы закрыл эту тему и пошел реализовывать свои планы и уже потом по первым результатам вышел вновь и отчитался и доказал, что не зря писал свою статью (уверяю вас - так написать могут многие). Или может действительно вам стоит поднять тему фаллометрии и всерьез ее изучить. Честно, вы так хорошо используете данную терминологию и мне показалось, что вам даже нравится этот термин и все, что с ним связано. Шутка, извините, не удержался от прикола))).

Можете не отвечать мне, я опять писал в принципе больше для аудитории, а так, я выхожу из вашего блога, появлюсь через месяц-другой, чтобы посмотреть на ваш «труд». Удачи всем!

P.S. «сгоряча» пишется слитно (извините…))).
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Alma Zhakyp
13 Нояб 19:57 # ответить
Alma Zhakyp, я считаю, что каждый человек должен сам решать что когда и как ему делать. Спасибо за ваш комментарий и за ликбез :)!
Alma Zhakyp   →  Ботакоз КОПБАЕВА
13 Нояб 16:16 # ответить
оо
Alma Zhakyp   →  Ботакоз КОПБАЕВА
13 Нояб 16:17 # ответить
оо
Роза Габитова
13 Нояб 00:28 # ответить
Очень интересная статья, отличный стиль : легкий, читабельный , с юмором. Мне все понравилось. Вот только проблема то гораздо шире. Возьмем мой пример. Я тоже начинала работу с гос.службы. Потом декрет, потом перестройка, развал союза, безденежье,жизнь в общагах и бараках, торговля на барахолке, потом коммерческие структуры. На сегодня своя недвижимость в Алматы и не одна, несколько джипов , бизнес и главное- ни одного кредита. Я просто их катастрофически боюсь. Никаких связей, богатых родственников. все только через свой тяжкий труд, упорство, риск и подорванное здоровье.Казалось бы все есть, что мне еще надо? А мне очень и очень страшно. Я понимаю, что под ногами земля зашаталась. Что все может рухнуть, а уже ни здоровья , ни сил начинать все заново не хватит. Вся проблема в том, что раньше, как бы трудно не было, я понимала , что если я буду пахать как вол, я любую стену пробью и все в моих руках. А сейчас и у меня и у моих друзей есть четкое понимание, что мы не в силах что-то решить или изменить. Курс растет, налоговая давит, покупательская способность населения падает, бизнес сворачивается. Никому ничего не надо. И что самое страшное- это ощущение, что дальше будет хуже. Кажется, что весь народ как загнанный зверек в капкане.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Роза Габитова
13 Нояб 02:57 # ответить
Роза Габитова, вы извините, за то что я сейчас напишу, но то что происходит, во-первых, общемировая тенденция, а, во -вторых, это проблемы роста нашей страны. Ни одно государство не стало сильным за 20 лет. Плюс проблема "сырьевой проклятья". И спасибо за ваш отзыв!
Роза Габитова   →  Ботакоз КОПБАЕВА
13 Нояб 16:43 # ответить
Ботакоз Копбаева, я не совсем согласна с вами. Нет такого понятие "сырьевое проклятиие", а есть "тупой менеджмент". Возьмем к примеру те же ОАЭ. Меньше ста лет назад даже такой страны не было, Была пустыня и племена бедуинов и межродовая постоянная вялотекущая война. Их первый эмир- шейх Заедумер не так давно, и был он при этом неграмотным человеком, но очень умным и прагматичным. Создал страну, поднял ее и оставил своему сыну богатой, успешной. А ведь кроме нефти у них тоже ничего нет, но на сегодняшний день аналитики уже сказали, что Эмираты могут еще 10 лет жить при цене на нефть в 40 долларов за баррель, а Саудовская Арабия уже через год-два "просядет" и будет искать кредиты. А почему? Потому что ОАЭ сейчас зарабатывают не только на нефти ( туризм, торговля, международный финансовый центр, в Дубаи аэропорт второе место в мире держит по пассажиропотоку) , а у саудитов только нефть. А ведь стартап был на равных условиях, у саудитов еще и МЕККА есть, тоже источник доходов.Деньги, ресурсы...- главное голова!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Роза Габитова
13 Нояб 19:55 # ответить
Роза Габитова, понятие "сырьевое проклятье" существует и всерьез изучается. Оно актуально не только для нашей страны, это и опыт Норвегии и ОАЭ и ряда стран Африки. Мы его изучали, когда создавали Национальный фонд. Я с вами согласна, как с этим поспоришь, эффективность у нас страдает.
Роза Габитова
13 Нояб 00:38 # ответить
Вот было бы хорошо, если бы наши олигархи взяли моду мериться своими фалосами в плане "КТО БОЛЬШЕ НАРОДУ ПОМОЖЕТ". Почему бы не начать доченькам папика ? Кто больше квартир купит детдомовцам , кто построит водопровод в села где нет воды, школы, дороги. Главное не из бюджетных денег , а из своих, которые подсчитаны ФОРБСОМ. Что для них 100 млн. тенге? А людям счастье. А им почет и уважуха. Строителям объемы работ, работягам зар.плата - смотришь по стране зажурчит ручеек денежного оборота.И самое главное и качество жилья и сроки будут выдерживаться . И разворовывать бабки у таких людей побояться. Может кто-нибудь эту идею наверх забросить?
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Роза Габитова
13 Нояб 02:58 # ответить
Роза Габитова, этим сейчас и занимаюсь.
Assem Berdalina
13 Нояб 08:23 # ответить
Уровень образования и культуры - вот критерий для изменений. Вы же знаете как и для чего получают образование сейчас. Все те же понты. Начинать с себя и продвигать ценности другого порядка- как то так. Но путь очень сложный...преодолеем ли...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Assem Berdalina
13 Нояб 10:59 # ответить
Assem Berdalina, будет трудно, но дорогу осилит идущий :))) (так не любила этот лозунг всегда). Размышлять всегда легче, чем делать. Начнем, там будет видно. Среди болашаковцев много отличных ребят, не все мажоры.
Assem Berdalina
13 Нояб 08:25 # ответить
Уровень образования и культуры - вот критерий для изменений. Вы же знаете как и для чего получают образование сейчас. Все те же понты. Начинать с себя и продвигать ценности другого порядка- как то так. Но путь очень сложный...преодолеем ли...
Anar Bayakhat
13 Нояб 14:39 # ответить
Ботагөз, соңғы постыңызды неге өшірдіңіз? Қазір арамызда тапқанынан жұмсайтыны көп адамдар азайып бара жатыр аз да болса. Ол қуантарлық жайт. Ал үлкендердің жастарға "жұрт не дейді" деп мықты салмақ салатыны шындық. Соларды шынымен де түсінбей-ақ қойдым. Әрине, барлығы емес, бірақ көпшілігі сондай.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Anar Bayakhat
13 Нояб 19:58 # ответить
Anar Bayakhat, яне могу писать по-казахски, извините. Удалила предыдущий пост потому, что он был двухмесячной давности и не актуален. Написала другой, скоро появится. Рахмет!
Anar Bayakhat   →  Ботакоз КОПБАЕВА
14 Нояб 10:11 # ответить
Ботакоз Копбаева, Рақмет. Жаңа мақалаңызды оқыдым. Сондай сеніммен қайтам деп келіп, райыңыздан қайтып кеткеніңіз өте өкінішті. Біз сіз сияқты адамдарға мұқтажбыз. "Есің барда еліңді тап" деген бар емес пе. Міндетті түрде біржолата қайту керек емес. Екі елге бірдей тұруға да болады, өз еліңе пайда келтіре отырып. Негізі пайдасы жоқ, кеткісі келетін адамдардың барлығы кетіп, тек өз Отанын сүйетіндер қалса, өте мықты болар еді.
Aibek Jadin
13 Нояб 19:23 # ответить
Если честно, снала ход мыслей нравится, но к середине уже становится как то тошно. Я вас незнаю и не хочу обидеть, но в статье чувствуется эгоистичность
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aibek Jadin
13 Нояб 19:58 # ответить
Aibek Jadin, спасибо за честный отзыв. Наверное, чувствуется эгоистичность. А как по-другому? Я ведь от своего имени пишу :)
liliya mussina
14 Нояб 12:44 # ответить
Здравствуйте, Бота! Если вы работали в Минфине, то поздравляю вас с Днём финансиста! Хотя сегодня -это праздник со слезами на глазах! Мне очень понравился вас пост про мамбетов и манкуртов. Причина -в резком снижении уровня культуры и почти полного отсутствия интеллектуального бенч-маркинга в нашем обществе. Но здесь ещё можно что-то сделать, если осознать и начать работать в правильном направлении-и государству и гражданам. А по-поводу данного поста хочу сказать следующее. Причины гораздо глубже. Ведь понты -это национальная черта нашего народа. Её так просто не изменишь. А если подумать, как её использовать для развития? Ведь в основе лежит дух конкуренции, а с этим уже можно работать! Нужно только направить эти понты в правильное русло. Может быть сформировать другой национальный стандарт личных достижений? Или антистандарт?
Ботакоз КОПБАЕВА   →  liliya mussina
14 Нояб 14:52 # ответить
liliya mussina, Лилия Сакеновна, здравствуйте! Мне приятно, что вы прочли мой пост! Вы меня, наверное,не помните, я работала помощником у Кайрата Нематовича. Давно это было. Конечно, вы правы и это большая задача наши слабые стороны превратить в конкурентные преимущества :)

Спасибо!
liliya mussina   →  Ботакоз КОПБАЕВА
14 Нояб 20:27 # ответить
Ботакоз Копбаева, да, я вас помню. Спасибо за глубокие посты, они дают пищу для размышлений. Ведь мы знаем-"вначале было слово"!
Ботакоз КОПБАЕВА   →  liliya mussina
15 Нояб 21:35 # ответить
liliya mussina, и вам спасибо!
Владимир Калюжный
14 Нояб 14:30 # ответить
"Мне жаль свой родной город. Над ним надругались, его осквернили, его развратили." А еще и сменили пол: была Алма-Ата, а стал Алматы)))
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Владимир Калюжный
14 Нояб 14:54 # ответить
Владимир Калюжный, до сих пор не привыкла к новому названию. По большому счету, не так это важно. Плохо то, что Алма-Ата осталась лишь в детских воспоминаниях :(((
Asel Begali
14 Нояб 22:35 # ответить
Тайэне - мамина мама казашка, ой как она вбила в мамину голову все эти понты:))!!! И потом мама вбивала мне! Папина родня бугинцы - северные кыргызы из рода Бугу, олень и мамина родня, в частности по материнской её линии, то есть казахи - это были те два полюса, между которыми прошло все моё детство:)), что я сбежала от них за границу на 6 лет! С мамой дольше 3 часов в сутки находиться рядом не могу, потому что я её люблю и поддаюсь её влиянию быстро. Результат? Купила Мерс шикарный, чем я хуже своих подруг? Ещё другие вещи, которые не хотела категорично, но... маму очень люблю, не могу видеть её слезы... Муж мой с неё вообще падает: все мамины желания последние:)). Очень капризная женщина, вся на понтах, я сделала ремонт в доме за городом - мама захотела туда, оставив нам свою квартиру в центре города, ладно, переехали, потом я сделала ремонт в её квартире, так теперь мама хочет сюда:)), а нам по новой тот дом продавать, новое покупать и ремонт делать, не даёт нам расслабон, поэтому больше 3 часов общение с ней превращает нас в безропотных зомби:))...всему виной любовь! Мама - центр, это она ещё наполовину казашка, а если б на все 100%? Пришлось бы ей замок золотой строить:))!
Asel Begali
14 Нояб 23:11 # ответить
Тайэне - мамина мама казашка, ой как она вбила в мамину голову все эти понты:))!!! И потом мама вбивала мне! Папина родня бугинцы - северные кыргызы из рода Бугу, олень и мамина родня, в частности по материнской её линии, то есть казахи - это были те два полюса, между которыми прошло все моё детство:)), что я сбежала от них за границу на 6 лет! С мамой дольше 3 часов в сутки находиться рядом не могу, потому что я её люблю и поддаюсь её влиянию быстро. Результат? Купила Мерс шикарный, чем я хуже своих подруг? Ещё другие вещи, которые не хотела категорично, но... маму очень люблю, не могу видеть её слезы... Муж мой с неё вообще падает: все мамины желания последние:)). Очень капризная женщина, вся на понтах, я сделала ремонт в доме за городом - мама захотела туда, оставив нам свою квартиру в центре города, ладно, переехали, потом я сделала ремонт в её квартире, так теперь мама хочет сюда:)), а нам по новой тот дом продавать, новое покупать и ремонт делать, не даёт нам расслабон, поэтому больше 3 часов общение с ней превращает нас в безропотных зомби:))...всему виной любовь! Мама - центр, это она ещё наполовину казашка, а если б на все 100%? Пришлось бы ей замок золотой строить:))!
Asel Begali
14 Нояб 23:38 # ответить
Переключаюсь с одного сайта на другой, два раза нажала. В общем хочу сказать есть книга "Трудно быть чеченцем", где описаны все законы гор, которым надо подчиняться. Я бы ещё издала "Трудно быть бугинцем" - о кыргызах рода Бугу - Олень, у которых похлеще чеченцев система табу - это нельзя, то нельзя ...торговать нельзя например, ещё много что из жизни и профессиональной деятельности нельзя, такие истинные кочевники короче, аристократы:)). И в целом "Трудно быть кыргызом", потому что это не мононация, это собрание 40 родов, в котором есть и род казак, и род кытай, и род могол, я не говорю уже про Барсов, Соколов, Лосей и Оленей, Медведей и других... :)), поэтому просто невозможно договориться и понять кыргызам своих же кыргызов. Мы как иностранцы в разных регионах, с разной ментальностью и разным диалектом, и разными понятиями и табу соответственно. Что саяку хорошо, то бугинцу смерть! Типа этого:)). Теперь вот думаю назрела очередь для идеи книги "Трудно быть казахом", потому что как и у бугинцев, так свои тараканы у казахов долго будут сидеть в мозгах... Как их вытравливать? Потому что уже реально туго с ними. Хотя в определённый период этногенеза именно эти тараканы не дали нам уйти в архивы истории и остаться как нация и как государство на карте мира...
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Asel Begali
15 Нояб 01:58 # ответить
Asel Begali, как интересно было прочитать все ваши комментарии :) посмеялась от души :))) Есть у нас очень много хороших качеств. Следующий пост будет о них! Рахмет!!!
Said Azerbayev
17 Нояб 09:32 # ответить
Ботагоз, фантастическая статья! Почти полное совпадение мыслей. Удачи Вам в работе. Все о чем вы пишите, на мой взгляд. это издержки детской наивности в нашем народе, недостатке хорошо образованных и адаптированных к современной жизни людей. Пройдет со временем, кудай буюрса.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Said Azerbayev
17 Нояб 11:01 # ответить
Said Azerbayev, спасибо! Согласна, мы во многом, как дети, но пора взрослеть :)
Said Azerbayev
17 Нояб 09:34 # ответить
Ботагоз, фантастическая статья! Почти полное совпадение мыслей. Удачи Вам в работе. Все о чем вы пишите, на мой взгляд. это издержки детской наивности в нашем народе, недостатке хорошо образованных и адаптированных к современной жизни людей. Пройдет со временем, кудай буюрса.
Alexander Yankin
17 Нояб 11:19 # ответить
Спасибо! Прекрасная статья. Вам, кроме недвижимости, обязательно нужно писать. У Вас отличный слог и легко читается.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Alexander Yankin
17 Нояб 12:29 # ответить
Alexander Yankin, и вам спасибо!
Ерлан Сыздыков
17 Нояб 17:30 # ответить
Соглашусь, много нестыковок вокруг, и люди прекрасные, и процветания желают, и вроде до ночи конторы строчат. На выходе грусть. Радует что богатеем в целом, в кредит машина стоимостью с квартиру, ну так здорово, работать больше будет, не жалко. А другой купил экскаватор и как ужаленный вертится, точно также бывает на хлебе с водой, но у него нет отчаяния, тоски, что развели- валить от агашек и пр, и у него получится. Все раскидаем с долгами, но кто то застрянет, а кто то рванет. И экспо надо, и воду горячуюю с теплым клозетом в каждый дом. Сделать бойлер и прокинуть воду в дом 3 зарплаты, теплый клозет еще пара... С учетом, что сами построят, вменяемые деньги, т.е. дело не в экспо, а в беспомощности, и так пойдет... Мне, как и наверное "стадному" большинству симпатичен наш елбасы, уважаю власть, министры в целом адекватные, профессионалы. Контроль бы над ними, прозрачности и они подтянутся. И народ подтянется. А пока потребительское отношение в перемешку с безответственностью.
Ерлан Сыздыков
17 Нояб 17:38 # ответить
Вольная цитата Столыпина, мол есть стремящиеся, и реформы для них, этих 10% проактивных...
Aibek Sydyk
23 Нояб 09:41 # ответить
Ботагоз, буду честен, начало статьи больше похоже на отмазку, грубо говоря, самому себе дабы не возвращаться на родину, и как говорится, рассуждение со стороны, но как иммигрантка в турции вы возможно стали себя чувствовать как рыба в воде, но насколько я знаю, у местного народа в турции тоже рассуждения по поводу бытия тоже не однозначное. У них так же есть аулы, көй, куда блага цивилизации еще не добрались. Просто климат у них по мягче. И с политикой своего джумхурбашкана тоже не все согласны.

А в целом прочитав ваш пост до конца, я соглашусь с вами полностью о том что люди у нас берут кредиты не смотря на свои возможности. А банки с удовольствием обдирают рядовой народ. Так как самый платежаспособный слой населения это средний и ниже. Ну а о процентах говорить вообще язык не поворачивается. Таких ставок наверное нигде в мире нет. Вобщем, менять мир нужно нам самим, я согласен, и детей надо воспитывать как пологается. Но вот одна проблема, все еще существуют те которые задом по улице ездят и перекрывают проспекты ради свадебного видео и им по барабану что кому то в школу а кому то в больницу. Или же те которые кассиров пинают перепрыгивая через барную стойку. Чему они могут научить своих детей, интересно. Так что сначала должен изжить себя строй который ныне действует. То есть вседозволенность и безнаказанность высшего слоя.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aibek Sydyk
23 Нояб 10:08 # ответить
Aibek Sydyk, согласитесь, что широкую огласку случай с кортежем получил благодаря людям, которые не испугались сняли это и выложили в сеть. И виновные были наказаны именно потому, что дело получило общественный резонанс. Строй, о котором вы пишете, сам себя не изживет.
Aibek Sydyk
23 Нояб 09:44 # ответить
Вы наверное в курсе того что разворованный бюджет экспо пополняется засчет рядовых граждан за которыми попятам ездят ДПСники и ждут пока появится нарушение. Их обязали планы выполнять. И пешеходов штрафуют. И налоговая трясет всех. А самое главное не надо больше содержать уголовников. Они теперь официально могут откупится, и казна будет пополнятся. Ну в общем во благо одного понта... Но мы сильный народ, все выдержем, и голодомор и перевороты и девальвацию и инфляцию и безработицу. Вобщем дай Аллах нам жить посредсвам а не в кредит и не понтов ради..

Спасибо вам, очень было интересно почитать.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Aibek Sydyk
23 Нояб 10:04 # ответить
Aibek Sydyk, спасибо! Теперь я в курсе.
Риза Дюсембиева
23 Нояб 13:41 # ответить
Ботагоз, спасибо за статью, просто "базаров нет"!!!! Даже сказать нечего больше... Очень оригинальный слог,очень патриотично получилось... Нам сейчас этого не хватает - патриотизму не осталось почему-то совсем. Я распечатала вашу статью, отдам почитать знакомым педагогам и воспитываемому ими молодому поколению.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Риза Дюсембиева
23 Нояб 13:58 # ответить
Риза Дюсембиева, спасибо !
Zina Seit
26 Дек 06:40 # ответить
Нет, Ботакоз, вы не видите правильно национальную проблему. Сверхшикарные свадьбы кто делает? Власть имущие, вот они и показывают пример, ничьи дети не хуже их, вот и влезают в ипотечную кабалу, кредитную кабалу и кормят банки.

А вообще казахи могли все это позволить себе, ели бы не прихватизировали народное добро олигархи. Вы тоже из зарплаты ли состояние такое сколотили?

И дальше продолжают высасывать из народа последнюю кровь. Протянули руки к Пенсионному Фонду! Будут ли люди при достижении пенсионного возраста получать пенсии, откуда?

Сколько всех препятствий для нормального жизнеобеспечения в такой богатой нефтью и полезными ископаемыми стране! К агрессору и падающей России прижимающейся!

Сколько всякого , что можно для налаживания сельского хозяйства я, пожилой человек увидела в США! Одних прицепов с разными функциями сотни... Ішім ауырып кетті... А что же наши болашаковцы? Для чего их учили в Гарвардах? Им не дают дороги...

Для того чтобы поставить в степи юрту, как вы выразились, надо суметь выкупить землю...А земля, леса угодья, реки распроданы, владеют неизвестно кто...

Поэтому, Ботакоз, не нападайте на традиции народа, а смотрите на проблемы Казахстана ясным взглядом, не понося и так бедное население, которое уже и не знает как выжить.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Zina Seit
27 Дек 17:25 # ответить
Zina Seit, я не нападаю на традиции народа, более того, большинство их них соблюдаю.

Вы меня совершенно не знаете, и ничего не знаете о моем материальном положении, например. О каком состоянии вы говорите? Все, что я заработала за 20 лет государственной службы - это квартира в Астане. Продала ее, когда уезжала из Казахстана, муж продал свою в Подмосковье. В складчину мы купили дом в Алании. Сейчас развелись и продаем его, моя половина денег, то, что я сама вложила в него, все мое состояние. Нельзя судить о незнакомых людях.

Обо всех проблемах, которые мы упомянули в своем комментарии, я тоже, как и вы думаю. И разделяю ваш взгляд.

В Пенсионном фонде, когда уходило с работы, у меня были достаточно хорошие накопления, потому как в последние три года работала в Нацкомпаниях. Однако, как и все граждане Казахстана рискую статься ни с чем. А тогда на те деньги могла бы купить небольшую квартиру на берегу моря. И мне не на кого надеяться, вся моя семья - родители, брат, его семья - на моем обеспечении. Пока так. Было бы состояние - жила бы, наверное, по-другому. И рассуждала бы, наверное, тоже по-другому.
Anara Abisheva
07 Апр 00:04 # ответить
Добрый вечер. Моё мнение - казахстанцы уже начали меняться. Становятся прагматичнее.
Ботакоз КОПБАЕВА   →  Anara Abisheva
07 Апр 14:47 # ответить
Anara Abisheva, и это очень хорошо!!!
Иосиф Дмитриев
26 Июнь 13:30 # ответить
Отличная статья!
Байдулла Шырақбаев
26 Июнь 23:59 # ответить
Ботакоз КОПБАЕВА, басқа елде сұлтан болғанша өз елінде ұлтан бол!
Ainagul Zhurkenova
09 Нояб 08:56 # ответить
Здравствуйте, вот я со всем согласна кроме машины. Ну не доеду я на экономичной маленькой машине до мамы в деревню. Даже по своему маленькому Акколю буду задевать низ об самодельных лежачих полицейских. А дизель тоже не вариант зимой тем более он очень не логично стоит у нас на равне и даже дороже бензина.

А наших родственников кажется кризис не останавливает как праздновали все так и хотят последние резервы погулять.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3335 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3335', { type: 'blog', node_id: '3335', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });