misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 88 гостей

Абай и абсурд

7038 4
с нами с 2 мая 2013

Вступление

Недавно я выехал в сторону Атакента. Путь был не далекий, но пробки - этакий сложный организм со своим нравом и волей - давно уже обзавелись алматинской пропиской и оттого я потратил на дорогу что-то около пятидесяти минут. В салоне звучало "Казахское радио", шла передача, посвященная системе образования, был приглашенный гость, которому, видимо, была по вкусу роль эксперта. Все пятьдесят минут, не отрываясь на рекламу или прогноз погоды, ведущий с гостем перебрали состояние современного образования и, кажется, даже ловили в этом кайф. Но не это главное. Самое интересное, на что я обратил внимание, заключалось в том, что гость в течение всего эфира около тридцати раз процитировал Абая, дважды - Президента и один раз - Мыржакыпа Дулатова.

Абай у нас остается самым цитируемым классиком, несмотря на то, что много где мне приходилось видеть и слышать выдержки из выступлений Главы государства. Этих деятелей разделяет более ста лет времени. Почему же об остальных мы слышим мало? Возникает вопрос: немодно ли нынче мыслить или же это огрехи идеологической работы?

Дефицит современных героев только на руку героям прошлого, образ которых благодаря этому нарастает новыми слоями легендарности. Вплоть до абсурда.

Абай и абсурд (пример того, как немодно мыслить)

У Абая есть замечательная выдержка: "Ішім толған у мен өрт". Думаю, за три десятка лет мне удалось более или менее ощутить это состояние эмпирически. Уверен, многие юноши и девушки, полные максимализма и романтизма, также сталкивались с ним на собственном опыте, когда коррупционные, бюрократические, непотические и другие (вставьте любое негативное слово, характеризующее наше общество) препоны социума серьезно испытывали наше желание и возможности пламенно служить народу (а некоторых даже ломали).

Каждый сам волен трактовать эти стихи, но однажды у меня состоялся разговор с одним человеком, который, видимо, никогда не слышал, что такое метафора. Вспоминая тот диалог, я до сих пор испытываю неподдельный шок. Он был убежден в том, что эта фраза служит прямым доказательством того, что Абай принимал яд в малых и больших дозах, тренируя свой организм (!). Что?! 

В истории известны личности, которые действительно принимали яд годами, вырабатывая в организме устойчивость. Например, достоверно известно, что заговорщикам не удалось убить Распутина, подсыпав ему в пирожное и вино лошадиную дозу цианистого калия. Офигевшие от живучести "святого черта" его убийцы - князь Юсупов и Пуришкевич - добили его из пистолета. Распутин задолго до своего убийства предсказал свою смерть и долгие годы баловал организм ядом в малых дозах. Другой пример, который я вспоминаю сейчас благодаря книгам, с жадностью поглощенным в школьные годы, - Агриппина младшая, известная в истории как мать безумного императора Нерона.

Она выработала невосприимчивость организма к ядам, принимая териак, тоже своеобразный яд, и попытки подосланных сыном заговорщиков убить ее путем отравления не приводили к результату. Смерть ее также была от оружия.

В обоих примерах у принимавших яд были веские мотивы годами вырабатывать в себе невосприимчивость к нему, поскольку они не без оснований опасались заговоров. Интересно, о чем (и самое главное, чем?) думал тот человек, с пылом и жаром пытавшийся убедить меня в том, что Абай также был любителем выпить яд? Возможно, он не знал, что такое метафора, но, кажется, выводы свои строил на основе интернет-мема "Автор, выпей йаду". Правильно говорят казахи, естімеген елде көп.

А стихотворение Абая называется "Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?" Обязательно прочтите его, уверен, каждый найдет в нем свое.

О забытых героях (пример недостаточной идеологической работы)

Некоторые могут возразить, а что делать, если нет героев сегодняшних, ну или хотя бы вчерашних? Вот и обрастают старые слоями славы и легендарности. Я приведу один пример. Как-то я искал в гугле информацию о том, кто из казахских спортсменов первым завоевал олимпийское золото. Гугл не имел единого мнения на сей счет, но выдал имя спортсмена с интересной биографией - - борца классического стиля Шамиля Серикова.

За свои короткие 33 года жизни ему удалось добиться того, о чем многие спортсмены только мечтают. Шамиль Сериков становился двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, олимпийским чемпионом в 1980 году, многократным чемпионом Казахстана и СССР. Другого такого титулованного нашего чемпиона я не припомню. А многие ли из моих читателей вообще слышали о нем?

Продолжаю перечислять его достижения. Шамиль Сериков вошел в Книгу рекордов Гиннесса - за одну минуту сделал шесть бросков. Знавшие его утверждают, что он всегда побеждал вчистую, не по очкам, сразу укладывал на лопатки. В прошлом году его посмертно включили в Зал Славы борьбы Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA), тем самым он стал первым казахским спортсменом, которого Федерация поставила в один ряд с величайшими борцами современности.

История простого парня, в свое время покорившего вершину спортивного Олимпа, его трагический конец, удивительно похожи на готовый качественный киносценарий. Иногда я даже думаю, что будь он американцем, о нем бы уже давно сняли оскароносный фильм в Голливуде. Целое поколение моих сограждан, потребителей кинопродукции, уже успело вырасти на чужих героях. Это скорее плохо, чем хорошо.

Вот так и живем. Скоро начнем приписывать любую фразу Абаю, как это делают в случае со Стивом Джобсом, когда не могут вспомнить авторство той или иной фразы. Будем и дальше восхищаться героями чужбины, несмотря на то, что крепко стоим на плечах собственных забытых героев. Но всему приходит конец и я думаю, что переходный период уже подобрался к своему завершению.

С Праздником!!!
31 июля 2020
GONZO
просмотров: 57
12 режиссерских советов Кристофера Нолана
30 июля 2020
GONZO
просмотров: 83
В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло 1 Следуй за любопытством На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros. Мне интересны все аспекты кинопроизводства, потому что в свое время я так или иначе каждым из них занимался — от записи звука и переозвучания до монтажа и музыки. Я счастлив, что принадлежу к, видимо, последнему поколению кинематографистов, кому довелось монтировать на монтажном столе, физически работать с пленкой. Этот опыт многое мне дал в плане технических навыков. И абсолютно все, что я делал в кино, я делал, потому что был страстно увлечен и хотел пробовать новое. Самые глубокие познания проистекают из чистого любопытства.   2 Будь готов все делать сам Конечно, замечательно быть в окружении других кинематографистов, но в то же время всегда нужно быть готовым делать все самому. Вы должны быть готовы продолжить фильм на любом этапе, просто потому что кроме вас никто об этом не позаботится, если это ваш фильм.   3 Режиссер — это архитектор На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros. Единственная профессия, которая когда-либо интересовала меня, помимо режиссерской — это архитектор. Между этими профессиями есть ряд параллелей: режиссер в кадре, как и архитектор в реальности, должен заполнить пространство.   4 Отталкивайся от своих условий Случай каждого уникален. Поэтому, делая малобюджетный фильм, не стоит копировать чужие модели и решения. Посмотрите на свои ресурсы и поймите, как, используя их, вы лучшим образом сможете рассказать историю, которую хотите рассказывать.   5 Совмещай в сценарии субъективное и объективное На съемках фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) / / Фото: Warner Bros. Что я всегда пытаюсь делать, работая над сценарием, так это писать изнутри. Я действительно стараюсь проникнуть в мир фильма и его персонажей. Стараюсь представить себя в этом мире, а не видеть его как фильм, который я смотрю на экране. Иногда это помогает мне представить вещи именно такими, какими их узнает зритель с экрана. А иногда вынуждает меня прибегать к разным вещам вроде диаграмм и смотреть на все отстраненно. Работа над сценарием для меня — это комбинация обоих видений. Временами вы применяете объективный подход, и это помогает лучше проработать концепцию. А иногда — субъективный, и это позволяет вам находить эмоциональный опыт для аудитории.   6 Создавай свои собственные правила Нарушать правила не интересно. Создавать новые — вот что действительно меня увлекает.   7 Всему нужно время На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros. Вам нужно время. И я имею в виду не непосредственно время, посвященное процессу работы над чем-то. Помимо этого необходимо время на то, чтобы сформировались идеи. Отвлекайтесь от идей и возвращайтесь к ним снова, чтобы лучше понять, что действительно работает.   8 Ищи талантливых людей на фестивалях Однажды я был на фестивале Slamdance с «Преследованием», и там же показывали фильм «Поворот судьбы» Рона Джадкинса. Мне показалось, что эта картина была прекрасно снята, к тому же с ограниченными ресурсами. Я встретился с парнем, Уолли Пфистером, который снимал фильм как оператор, и с первого же разговора я понял, что хотел бы работать с ним. Мы просто сразу совпали с ним, как это иногда бывает между людьми. У нас есть особая взаимосвязь, которая помогает транслировать идеи в изображения.   9 На площадке — никаких телефонов На съемках фильма «Престиж» (2006) / Фото: Warner Bros. Многие считают, что нет ничего грубого, чтобы переписываться по телефону во время разговора, так как ты якобы не прерываешь разговор. Но это лишь иллюзия мультизадачности. Я начинал работать в кино, когда телефоны не были так распространены, а пользоваться ими на площадке не считалось непрофессионализмом. Но со временем телефоны стали очень сильно отвлекать. Сегодня очевидно, что без них человек работает на площадке значительно эффективнее. Да, по-началу отказаться от телефона тяжело, но это действительно дает возможность лучше сконцентрироваться на том, что ты делаешь. Все это понимают. Члены моих съемочных групп благодарят меня. В творческой среде люди должны думать концентрированно — ты не можешь позволить им блуждать в своих мыслях. Человек не способен одновременно писать кому-то сообщение и следить за тем, что происходит вокруг.   10 Ограничения помогают Я всегда стараюсь быть максимально эффективным. И я убежден, что в этом мне помогает давление времени и бюджета. Мне нравится испытывать их нехватку, нравится удерживать себя в отведенных рамках. Дедлайны и давление помогают мне сфокусироваться. Я был великим прокрастинатором, но работа в производственном процессе, со всеми дедлайнами, вовсе не навредила моему творческому мышлению. Нужно просто реально подходить к вопросу времени.   11 Кино должно делаться искренне На съемках фильма «Начало» (2010) / Фото: Warner Bros. Восприятие каждого фильма субъективно — он или нравится, или нет. Но есть одна мысль, которая не отпускает, когда я иду в кино, покупаю билет и сажусь перед экраном. Я хочу почувствовать, что люди, которые снимали картину, относились к ней как к лучшему фильму на свете, что они вложили в него все, что только могли, что они действительно все сделали с любовью. Может быть, я не соглашусь с тем, что увижу на экране, но я хочу почувствовать искренность. И если я не ощущаю ее, мне начинает казаться, что я потерял деньги и время.   12 Рассказывай истории ради самих историй Я очень рано понял, что буду снимать кино только для того, чтобы снимать кино. Рассказывать истории для того, чтобы рассказывать истории — а не для того, чтобы получить награду в конце. Это непросто: мы растем, получая оценки в школе, и ожидаем, что в реальном мире будет так же. Но в реальном мире никто не собирается оценивать тебя по заслугам. Ты должен выходить в мир с одной лишь целью угодить себе, делать то, что ты действительно хочешь. Это очень ценный урок. Правда в том, что ты должен полагаться на свою веру и убеждения. В конце концов, все, что у тебя остается — это вера и страсть. Невозможно игнорировать фидбек, но рассказыванием истории надо заниматься только потому что ты любишь рассказывать истории.Источник

Комментарии

KazAXC
28 Май 15:04 # ответить
Алғашқы Олимпиада чемпионы болған қазақ - Жақсылық Үшкемпіров ағамыз, сол Москвадағы Олимпиадада Шәміл ағамызбен қатар күресті. Салмағы жеңіл болғандықтан, алғашқы финалға шығып ұтып еді.
Бақытжан Бұқарбай   →  KazAXC
28 Май 22:18 # ответить
KazAXC, Мынадай мәліметтер де бар: http://bit.ly/Sfisop
KazAXC   →  Бақытжан Бұқарбай
02 Июнь 21:48 # ответить
Barkorn, ия, хабардармын. Алайда, ол киси туралы бертин келе айтылуда гой, оган дейн озбек саналды. Ал казах деп атойлаган Жаксылык, Шамил, Серик агаларымыздын женисиндей татти емес, жай статистика. Несип Жунисбайулынын 1980 жылдын Тендессиз 16 куни деген енбегинен биле аласыз, кандай манызды болганын бул женистердин
Бақытжан Бұқарбай   →  KazAXC
02 Июнь 22:21 # ответить
KazAXC, Рахмет, тапсам, міндетті түрде танысып көремін.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2305 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2305', { type: 'blog', node_id: '2305', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });