misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 50 гостей
Блоги
1782
с нами с 14 ноября 2012

А что для вас культура?

Пять лет прошло, но стало только хуже. Сверчок так и не появился.

Esquire обратился к дизайнеру Нурлану Туреханову с просьбой поделиться мнением о роли культуры в казахстанском обществе. Через несколько дней в редакции оказался текст (см. ниже), сильно смахивающий на манифест.

  Заниматься культурой скучно. Скучно и безденежно. Безденежно и бесперспективно. Культура питается бессребрениками. Она любит беззащитные, не окрепшие, доверчивые души, готовые служить ей, подчиняться ее законам, жертвовать ради нее своей свободой, во имя призрачных обещаний счастливого будущего, которые никогда не сбудутся. Так размышляют родители, когда выбирают путь своим чадам. Оно и понятно. Если вы плохой художник, или наоборот, слишком хороший, который будет понят только через пятьдесят лет, то придется нелегко.

   Быть культурным сложно. Сложно и хлопотно. Хлопотно и бессмысленно. В спорных ситуациях культурные всегда проиграют хаму и негодяю. Их можно обидеть, без страха получить в ответ оплеуху. Им можно плюнуть в лицо и отвернуться, забыв об этом. Косить под культурного легко. Достаточно растянуть губы в улыбке, несколько раз сказать польщен, отнюдь, будьте добры, и благодарю. Эти слова творят чудеса с собеседниками. Будь уверен, половина твоих оппонентов никогда не произносила их вслух. Никогда.

    Размышлять о культуре – забавно. Никто точно не знает что это такое, но все в ней специалисты. Культура – это когда ты задумчиво стоишь перед картиной маслом в художественной галерее, и силишься понять… то ли художника, то ли администрацию этой галереи. Культура не приносит денег. Наоборот, она требует их вложений. Вложений времени, труда, умственных усилий. Культура не приносит уважения, она его отнимает. Тебя могут назвать «творческим», что равносильно таким определениям как – странный,  неприспособленный, бесперспективный. Это излишество, которое доступно только тем, у кого есть все, кроме душевного умиротворения. Когда ты на самом деле, или считаешь, что здоров, умен, богат, красив и счастлив.

    Культура народа, она конечно от правительства своей страны. Для большей части населения, поведение правительства и есть пример, которому все они, в основном не образованные и униженные, стараются следовать.  Мне поведали о беседе, с одной чрезвычайно важной персоной из мира финансов, который производит впечатление наиболее культурного человека в правительстве. Все как полагается, в очках и с бородкой. Так вот, его мнение о людях, занимающихся культурой, почти дословно: вы все - бездельники и попрошайки.

    Да, наверное, я с ним даже соглашусь. Почти все, кто не бездельники и не попрошайки, давно уехали. Ну не растут такие цветы на этой земле, все перепахано под кукурузу. Не без вашей помощи, уважаемый. В эту страну можно купить и привезти много кого. Много, но только не людей свободного духа. Таких надо растить самим, а чтобы потом не уезжали - создать среду.

    Без культуры можно жить. Удобнее всего среди таких же особей как ты, среди тех, кому она не знакома. Но это все – реалии нашей с тобой страны. Это давно уже не так в цивилизованном мире, куда мы стремимся попасть, или, как некоторые считают, мы уже там. Надо признать, если мы и представляем некую цивилизацию, то только варварскую. У нас культ силы. Это вполне объяснимо. В мире должны быть народы, которые в двадцать первом веке все еще хотят быть похожими на волков. Мне тоже нравятся волки. Это тотемное животное, такое же, как лев, тигр, или орел. Их все с удовольствием рисуют на гербах и знаменах. Им поклоняются, на них хотят быть похожими, их именами называют автомобили, фирмы, людей, и даже целые города. Они умны, отважны, благородны. У них отлично развито чувство коллективизма, и даже, где-то – патриотизма. Они умеют дружить, страдать, мечтать. Волки обладают чувством прекрасного и умеют любить. Единственное, что их определенно отличает от людей, так это отсутствие культуры. Все их знания, умения, сила и опыт предназначены только для того, чтобы выжить и оставить здоровое потомство, увеличить стаю и контролировать свою территорию. Мы стремимся быть похожими на хищника – сильными, грациозными, жестокими, которые понимают и уважают лишь силу. Быть сильным, как лев, свободным – как орел. Но свобода – это, прежде всего отсутствие страха. Орел свободен в небе не потому, что летает высоко, а потому, что никого не боится.

    Я отдаю должное хищникам, но хочу быть человеком. Свободным. Никого не бояться. Никому не угрожать. Хочу пользоваться уважением в обществе не по силе моей, а по делам моим. Хочу видеть рядом людей, окрыленных идеями о судьбах человечества. Умных, свободных, бесстрашных. Мне представляется, что человечество уже пережило фазу национальных самоидентификаций. Во всяком случае, в своем верхнем слое. Если ты настоящий художник, ученый, философ, большой специалист в своем деле, ты становишься гражданином мира, а не только своей страны.

    Культура – это еще и понимание того, что местом своего рождения ты не обязан никому. Я точно знаю, что передо мной не стоял выбор – родиться казахом или финном, в мусульманской или католической семье, в Казахстане или в Эквадоре. Я не выбирал существующий государственный уклад, не выстраивал модель взаимоотношения между людьми. Но от меня зависит, на что я трачу свою жизнь. Сейчас в Казахстане не так, как было при Абае, когда достаточно было быть лучшим в степи. Сейчас ты либо признан в мире, либо нет. В двадцать первом веке никого, и даже нас, не интересуют наши писатели, музыканты, ученые, пока они не получат мирового признания. Вот и тщимся мы, то приплетая к себе Чингисхана, то покупая спортсменов, лишь бы обозначить себя в мировом мейнстриме. Только что отшумевшие Олимпийские игры, которые, вызвали бурю восторга у моих сограждан – тому подтверждение. «Главное - моя цель, а не то, за какую страну…» - так, или примерно так заявила наша импортированная штангистка, принесшая казахстанскому народу золото. И почти никто этого не заметил.

    Мне жаль, что у нас происходит так. Книги наших писателей не переводятся на другие языки, потому что никто их не продаст. Кто-нибудь знает хоть одного нашего ученого? Как зовут приму нашего ГАТОБа?  Когда последний раз вы были в Кастеевке? Хотя, я вас понимаю, нечего там делать, да.

    Мне право смешны все те, кто в ответ мне заявляет о «нашей богатейшей и уникальной культурной истории». Разве есть на свете народы, которые утверждают о себе обратное? Нет. Тогда и нет смысла этим хвастать, и этим жить.  Мир смотрит на нас сейчас. Сегодня. А сегодня мы – унылое зрелище, и на культурной карте мира  нас нет.

    Культура – это еще и необходимость подняться выше местечкового ура-патриотизма, и понять ценность собственной судьбы, за которую будешь держать ответ перед всевышним сам, один, без казахов, потому что душа не имеет национальности. Это смелость пойти против общественного мнения, и отстаивать свое, если ты считаешь его единственно верным, и веришь в себя. Не кинуть камнем в того, кто подвергнет сомнению все наше моральное и нравственное, на чем мы строили всю свою жизнь. Его – понять, себя – простить. Это твоя, и его свобода, при условии, что оба – Люди.  

 

    Культура – это мир, который может жить в твоей душе, если ты захочешь, если хватит сил, решимости, желания. Если хватит свободы. Культура нации складывается из таких вот отдельных миров. Она существует только сейчас, только в настоящем.  Ее нельзя произвести про запас, и нельзя пользоваться памятью о ней, чему свидетельство – нынешние Египет и Ирак. Легко спрятаться за семью, за деньги, за город, за нацию, за государство, за историю, и впасть в безумство гордости. Не важно, чем гордиться, не важно, есть ли в предмете гордости хоть капля твоего участия. Главное, что это дает нам некоторый смысл существования, некую значимость нашего внутреннего содержания, а самое главное – ощущение преимущества перед другими. Ложное.

    Считаю, государства в той форме, в которой они существуют сейчас – распадутся. Отпадет необходимость в них, как в свое время у казахов отпала необходимость жить отдельными племенами. Уверен, многими простыми жителями тогда это было воспринято как предательство. Мир теперь меняется с сумасшедшей скоростью и мы просто не успеваем за прогрессом. Мои родители покупали себе телефон «навсегда», а я свой меняю каждый год. Теперь нет ничего вечного. За последние двадцать лет появилось столько новых государств, что не успеваешь запоминать их названия. Люди живут, работают и платят налоги одновременно в нескольких странах. Наступила эпоха нового номадизма, но, кажется мы здесь не причем. Наши предки, если и сделали что-то для нас, так это обеспечили наше тотальное отставание по всем фронтам. Мы все больше погрязаем в беседах ни о чем и безделии. Мы живем для того, чтобы другие нам завидовали, боялись, уважали. Мы все больше превращаемся в зверей.  Как Пиноккио, которого заботливый отец отправил в школу, что бы он стал мальчиком, а он чуть не умудрился превратиться в осла. Его спас сверчок. Надеюсь, что и у нас есть свой сверчок, который остановит стремительную деградацию нашего народа. А пока, мы в компании того мальчика-бездельника, который увел Пиноккио получать удовольствия от курения, бильярда и праздной жизни.

    Не надо прятаться за страну, и тащить ее вперед, тем более, что нам это не по силам. Тащи себя. Хорошо, если на это хватит сил. А  страна? Она сама подтянется – за нами. Как только мы перестанем идентифицировать себя со страной, так тут же перед нами откроются все мировые перспективы. Вместо «Кто мы? Казахи? Народ на периферии истории?» откроются «Кто я? Человек!». А это звучит намного воодушевляющее.

    Я думаю о своей внутренней свободе.  Я думаю о ней постоянно. Я вынужден думать о ней постоянно, поскольку я казах, а я казах, а не потомок Канта. И бог с ней, с культурой, для Казахстана это пока роскошь, и рефлексировать о ней не стоит. Есть смысл дорасти  до орла, надоело озираться уткой по сторонам. Смотрите, какое у нас озеро! Тут есть где спрятаться. Жаль только, все лебеди улетели. Ну ничего, прикупим для украшения китайских уток-мандаринов, пусть другие обзавидуются.

  Я не могу сказать, есть культура в Казахстане, нет культуры в Казахстане. Знаю одно, для Казахстана это вопрос выживания.

  Может это не имеет отношения к тексту, но мне не нравится, когда женщины поднимают штангу. Даже если это демонстрирует мое полное безкультурье.

Ссылка на пост

Недолгая честная жизнь Валерия Приемыхова
3 марта 2021
GONZO
просмотров: 114
«Зря снялся в антихристианском фильме»
WHO is WHO
3 марта 2021
GONZO
просмотров: 95
Мальчишка из Бруклина, создавший Starbucks Говард Шульц родился в Бруклине, в бедной еврейской семье. Они жили в квартале домов для малоимущих, а отец, отставной военный, постоянно менял работу, чтобы прокормить семью, денег едва хватало. Шульца окружала нестабильность, нищета, отсутствие перспектив и страх перед будущим. Один из сильных эпизодов детства — когда отец сломал ногу. Отсутствие медицинской страховки повлекло огромные финансовые трудности в семье. Тогда Шульц задумался о создании доходной компании, которая не зависела бы от «гипса на ноге». В 12 лет Шульц начал разносить газеты, затем продавал еду в кафе, а в 16 лет работал с мехом — растягивая шкуры. Это практически не приносило денег. По его словам, это было хорошей закалкой и укрепило его желание чего-то достигнуть в жизни. Кроме того, на него хорошо влияла мама, рассказывая о выдающихся личностях, которые сумели изменить свою жизнь. «Я до сих пор чувствую себя парнишкой из Бруклина, который мечтал пробиться», — признается Шульц. Чтобы иметь хоть какую-то возможность вырваться из нищеты, родители приняли решение отдать его в спортивную школу, т.к. успехи в этой области могли обеспечить стипендию для дальнейшего обучения. Идея сработала. Говард успешно занимался футболом. В результате ему дали спортивную стипендию, и он смог поступить в Северный мичиганский университет. И хотя заметных успехов в спорте будущий бизнесмен не достиг, учёба дала ему возможность получить хорошую работу в компании Xerox. Компания предлагала своим сотрудникам бесплатные программы по обучению менеджменту, чем и воспользовался Шульц. Его способности не остались незамеченными – шведская компания Hammarplast предложила молодому человеку высокооплачиваемую работу, на которой он постепенно дорос до должности Вице-президента. На этой должности он познакомился с руководством компании Starbucks, которая тогда не имела ничего общего с сегодняшней сетью кофеен - она занималась перепродажей жареных кофейных зерен, чая и специй. Шульцу так понравилась компания, что он целый год уговаривал владельцев взять его на работу. В результате те согласились, и будущий миллиардер ушел из Hammarplast на гораздо худшие финансовые условия и переехал в Сиэтл. Он имел огромные планы для развития компании, которые, однако, не совпали с желаниями собственников. Уговоры продолжались несколько лет. Это был переломный момент в судьбе. Шульц решил, что его стремления важнее, и ушел из компании, сделав первый шаг к будущим миллионам. «Если вы говорите, что у вас никогда не было шанса, возможно, вы им просто не воспользовались», - говорит Шульц. Когда Говард отправился к инвесторам, 217 из 242 ему отказали! Но в 1985 г., собрав $ 4 млн и не вложив ни копейки собственных средств, открыл кафе под названием «Il giornale». А в 1987 г. ему улыбнулась удача – руководство Starbucks решило продать компанию, и Шульц ее купил, вновь собрав средства инвесторов под свою идею. Так родилась одна из самых прибыльных компаний 90-х гг. Всего за 4 года вложенные $ 4 млн принесли $ 273 млн. В 2020 г. состояние Шульца оценивается Forbes в $ 4,9 млрд. Он занимает 209 место в списке самых богатых американцев. «Кофейни Старбакс не продают кофе. Они продают третье место между домом и работой, где бы человек чувствовал себя комфортно», - утверждает Говард Шульц. По материалам moneymakerfactory Источник

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_4169 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_4169', { type: 'blog', node_id: '4169', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });