В Казахстане нет ни одного специалиста по популярной во всем мире корректирующей сенсорной интеграции. Это такая система, которая координирует вестибулярный аппарат, органы чувств, самоощущение. С помощью этой методики можно успокоить гиперактивных детей, научить общаться интровертов, адоптировать в обществе невнимательных, неуклюжих и прочих детей, которые не как все.
Кабинеты сенсорной интеграции в той же Европе так же обычны, как логопеда и детского психолога. Но в Казахстане такой пока один, да и то открыли его на свои средства мамы детей с расстройством аутического спектра. Они же и пригласили на обучающий тренинг в Алматы лучших специалистов этой методики Роберта и Агнешки Леманьски из центра «Kleks» в Польше. Чтобы в будущем иметь в Казахстане своих специалистов, организаторы направили приглашение и в Алматинский педагогический университет. Но там отправлять студентов на бесплатные курсы с европейскими психологами с пятнадцатилетним стажем отказались.
-Нам так и сказали, зачем нам какие-то поляки, если своих специалистов и методик хватает, - пожаловалась учредитель коррекционно-развивающего центра сенсорной интеграции «Луч света» Лейла Байрамова, - Курсы были для них абсолютно бесплатными, нам просто нужны были специалисты, которые бы потом помогали нашим детям и всем другим, кто нуждается в коррекции развития.
Наша система образования самая стабильная в мире, в ней ничего не меняется уже больше 70 лет. Здесь все так же работают по принципу «Марш, марш строем», «Кто не с нами, тот против нас», и никакие мировые методики, помогающие воспитывать детей, которые не как все, там не нужны. Так ведь удобно работать с однородной массой и всех, кто выбивается из толпы, просто изолировать в стан двоечников, умственно-остылых и недоразвитых. Но благо людей, которые пытаются выйти из этой системы все больше и больше. Вот и мамы детей с аутизмом, передовые педагоги и психологи самостоятельно прошли обучение. Что же это за система, которая используется во всем мире, а у нас ее так испугались в педагогическом вузе, я узнала у психолога Роберта Леманьски.
-Это система, основанная на науке по неврологии, родилась в США больше двадцати лет назад. Сенсорная интеграция – это взаимодействие человека с миром с помощью всех чувств. В Польше в школах и детских садах в специальных кабинетах мы проверяем абсолютно всех детей на то, как работает у них эта интеграция чувств, как они взаимодействуют с миром, есть ли какие-то отклонения. К сожалению, у многих детей, а если быть точнее у 80% , сегодня есть дефициты развития. Например, проблема быстрой реакции, излишняя эмоциональность, отсутствие внимания, гиперреактивность, слуховая дисфункция, фобии, слабая моторика, утомляемость, неуклюжесть, неорганизованность и т.д. Эти дети нормальные, но их поведение нужно немного подкорректировать. Сначала мы диагностируем, в чем проблема, как это влияет на развитие и в специально оборудованных центрах с помощью гамаков, скейтов, качелей, лестниц , спортивного инвентаря корректируем сенсорную ситуацию. Проще говоря, это такой фитнесс-клуб, где мы работаем над балансом, над слухом, над вниманием, моторикой, психологическими ощущениями. Бывают дети, которые плачут в парикмахерской, слишком давят на карандаш, грызут ручку, не едят твердую пищу, боятся света, воды, все сносят на своем пути, не могут долго усидеть на месте, мы ругаем таких, наказываем, но они просто не понимают свое тело, не чувствуют как другие, что происходит. С ними надо немного поработать и они смогут адаптироваться к жизни в обществе. У кого-то этот процесс может пройти после занятий спортом, игр на улице, с возрастом, а у кого- то к сожалению нет, и ситуация напротив усугубится, они могут закрыться, получить кучу комплексов.
-Выходит ваши дети, которых так тщательно диагностируют в раннем детстве и корректируют лучше наших?
-Я бы так не сказал, все дети одинаковые, только говорят на разных языках, просто у наших может быть больше возможностей. У нас все дети проходят через кабинеты сенсорной интеграции, а в Казахстане только один такой центр. Все занятия происходят в виде игры, им кажется, что они просто качаются в гамаке, а мы видим, что в гамаке ребенок читает, а за столом не мог. Ну нельзя всех детей посадить за парты и стулья заставить писать и читать, некоторые усвоят материал, если будут сидеть на качелях или на полу.
-Здесь в Казахстане вы больше пока работаете с детьми с аутичными нарушениями, как в Европе к ним относятся?
-Дети с аутичными нарушениями все разные - одни могут учиться в обычных школах, для других созданы у нас инклюзивные заведения. Государство оплачивает помощников для них, чтобы родители могли работать, потому что такие дети ходят в школу каждый день, а не как у вас два раза в неделю. В Европе таких детей 1 на 87, в США 1 на 10, там уже говорят об эпидемии аутизма. К сожалению, про статистику в Казахстане нам неизвестно, если она и есть, то не совсем корректная.
-Почему таких людей становится больше?
-Причин много, но точной нет, это может быть и влияние экологии, прививок, питания, генетики, последствий болезней. Но раз эти люди есть, с ними надо работать, адоптировать для жизни, у нас они работают в кафе, в аэропортах, в ювелирных мастерских, на кухне, да где угодно, у спортсменов Месси и Майкла Фелбса растройства аутического спектра, но это не помешало им стать героями. Их вовремя отдали в спорт, никто их не отделял. Так что нельзя делать вид, что таких людей нет. Если уж говорить на чистоту, то в состоянии аутизма бывает каждый из нас, вспомните, когда вы отключаетесь и никого не слышите. Просто мы умеем выходить из забытья, а кто-то не может или не хочет.
Что на это скажешь? Очень жаль, что студенты педагогического вуза, которым завтра придется работать с детьми, 80 % из которых имеют какой-то дефицит развития, так и не получили ценные знания о популярной новой методике.