misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Aigul Uvakova11:39 Поколение трусливых временщиков Я часто бываю в Турции и должна вам сказать, что Турция очень сильно изменилась за последние 20 лет. В 90-х стамбульские полицейские и таможенники точно так же, как и наши охотились за взятками. А в Алании тогда не росло ни одного банана, не говоря уже об авокадо и грейпфрутах. Простая сменяемость власти и наличие конструктивной оппозиции обеспечила вместе с ростом производства, рост благосостояние и отмирание коррупции. (сейчас что-то пошло вспять, но это другая тема). У нас за эти же самые годы бессистемная коррупция выросла в иерархическую систему и закрепилась ментально. Сейчас подняли зарплату всем чиновникам, но система работает как раньше. В отношении частной собственности у нас сложился страх, т.к. наиболее успешные проекты семейка отбирает и разоряет. В отношении собственности на землю, не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать, при какой плотности населения земля является стратегическим объектом и не нужно быть знатоком географии, чтобы понимать,кто заселит эти земли. )))) Наша ментальность сегодня это не только наследие совка, но и страх, рабский страх нищеты.
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 91 гость

«Союзники» - кино на всю оставшуюся жизнь

с нами с 14 ноября 2012

 

С 1 декабря начался показ фильма «Союзники» от легендарного Роберта Земекиса. Кто шел на Питта, кто на Котийяр, а я трусила от встречи с некогда родным режиссером («Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Кто подставил кролика Роджера», «Изгой»), кто так легко, с иронией, талантом изящно лепил своих живых героев, загонял их и меня с ними в тупиковые ситуации, играл чувствами, повелевал временем.

 Больше пугало то, что бравурные 90-е не вернешь, и сегодня, когда время начинает сгущать краски и щеголять военной силой – что нового могут сказать былые ветераны кино даже, если это касается событий второй мировой войны?   

 Назад в будущее Чую, еще начиная, Земекис перед сценаристом Стивеном Найтом вытаскивал козырной пластилин, хитро подмигивал ему: «А что, если в Марокко в 1942 году не расстались, а, наоборот, встретились и остались вместе два героя сопротивления?!»  Уже сейчас часто отсылают «Союзников» к «Касабланке», «Мистеру и миссис Смит», и даже к «Макбету» и «Английскому пациенту».

Думаю, режиссер сам заранее при выборе актеров просчитал все выигрышные рекламные ходы - тем более, что и Котийяр, и Питт с каждым годом прибавляют в экранной глубине образов.  «А, что, если, - Земекис явно прячет в кармане фигурку про запас,  - взять неожиданно для всех прообраз Салли из «Кабаре» (время почти тоже), все-таки заставить ее выйти замуж за англичанина (ну, хорошо, канадца), отправить их таки в Великобританию, пусть там родят ребенка - пеленки, стирка, маленький домик (слова Салли), а потом, раз, не выдерживает психика не у героини, а у героя?» Стивен Найт, этот мастер сценарных оксюморонов (и моего обожаемого «Лока» в режиссуре), улыбается, нравятся ему эти грязные прелести и пряности. К компании с интересом подваливают однополчане - оператор Дон Берджесс и композитор Алан Сильвестри. В сети создается группа «Союзники» … и лепка картины началась. 

«Весь мир рушится, а мы выбрали это время, чтобы влюбиться». Правда, окончательная конструкция фильма получилась слегка неровной.  Начало хлипкое из какого-то чужеродного материала, грубо объединяющего разные по стилю и настроению жанровые истории. Одна из них отсылает к легким авантюрным шпионским восьмидесятым с их издевающимся клише убранства золотой киноэпохи: ночь, рестораны, шампанское, суперагенты на задании, коварная красавица, прячущая под атласом своего платья автомат. Вторая с противоположностью взывает к традициям серьезной высокой мелодрамы. Потому как планы в пустыне и сцена страсти в машине облюбовано цитирует визуальный и драматургический ряд из «Английского пациента».

Конечно, режиссер со сценаристом попытались с помощью старого кино обозначить конфликт призрачности и правды жизни. Но проблема этой части как раз в том, что эти истории не стыкуются, не выравниваются  одна под другую, а идут каждая сама по себе, ломая по ходу общее движение затравки знакомства. В связи с этим, и затянутость по времени, и хромой ритм, искусственность происходящего, неясность образов героев, спрятавшихся за свои клишированные маски агентов на задании. Наверное, поэтому и необычная в фильме сцена страсти между героями в машине, проходит без должной реакции чувств.

А надо бы, потому что камера Берджесса в этом тесном пространстве ухитряется стать третьим нелишним, так близко по кругу сплетения рук и тел, преподнося эту сцену в световой охре пустынного дыма и блеска за стеклом. Собственно, настоящее действие  фильма начинается не в Марокко, а именно - в длинных коридорах английской Лубянки, когда герой Бреда Питта идет, оглушенный новым заданием – необходимостью устроить проверку собственной жены, заподозренной в политическом шпионаже.

Время начинает только здесь отсчитывать начало событий ровным движением длинных очистителей на лобовом стекле словно часовых стрелок. Именно с этого момента идея, сюжет, характеры героев кристаллизуются и выстраиваются в продуманную форму - графики линий света и дождя, поэтике природы и английской традиции, в модерне предметного и детального убранства. Былая шелуха старого кино уходит прочь, а остаются размышления режиссера со сценаристом о сложных взаимоотношениях человека со временем, правда, с тенью «Касабланки», потому как по-настоящему шедевр Майкла Кертица 1942-го года, начинает присутствовать именно в этой – английской части. И не просто быть, а вступать в диалог с трактовкой «Союзников», потому что и на той, и на другой стороне «весь мир рушится, а мы выбрали это время, чтобы влюбиться».  «Если этот самолет улетит без тебя, ты об этом пожалеешь.

Быть может, не сегодня и, быть может, не завтра, но скоро и на всю оставшуюся жизнь» История и время – главные участники событий того и другого фильма. Но, если в «Касабланке» – победа над фашистской агрессией – была в это время делом совести самого режиссера, предвосхитившего переломный ход второй мировой войны, то в «Союзниках» Земекис встает на сторону двух любящих героев. Драматургически интересно, что герою Питта сразу предлагается принять ответ на разумное и должное от Кертица – «ты об этом пожалеешь на всю оставшуюся жизнь».

Правда, он не сразу его дает. Сначала мечется в лабиринтах тайны своей супруги, где место шпионского детектива разбивается флешбеками, и до последнего трудно понять позицию героя, то ли мучающегося от профессионального и идеологического долга (война же, а врагов уничтожают), то ли от обиды вранья любимой жены. Тем более, что Алан Сильвестри переусердствовал с музыкой, которая бежит вперед и переполняет собой все сцены.

Бред Питт тоже не раскрывает все противоречия своего персонажа, наоборот, до обиды ровен, хотя герой по ходу всего навалившегося должен сломаться и переродиться несколько раз. Ни любви – ни сомнений- ни обиды – ни принятия волевого решения. Да, и Марион Котийяр раскрывает всю силу своего дарования, начиная со сцены разоблачения. Сцена трогательная, классика с фортепиано от «Касабланки», только знаменитое – «сыграй мне», - требует Питт, а она упорно тянет и не играет, тянет  и, наконец, с виноватым, собачьим взглядом, путаясь и оправдываясь, закрывает лакированную крышку, словно выносит приговор себе и ему.

Земекис с Найтом показал героев – не супербойцами, а выпавшими из игры черно-белой истории. Фильм о сброшенных масках и все том же карающем времени, выбирающем только победителей.       

  Но главные герои еще успеют сказать свой ответ – «не пожалеем!», - и попытаться улететь из этого мира вместе. Отрадно, что оператор лучших фильмов Земекиса Дон Берджесс не потерял былой сноровки, камера ухитряется быть совсем рядом с героями в лучших сценах, почти вторя их дыханию и помогая настоящим чувствам раскрыться. Великолепная, снятая по ощущению чуть ли не в технике сумеречной пастели, сцена на взлетной полосе оставляет узнаваемую дымку и туман от Касабланки, но без ее знаковой надежды.

У Земекиса самолет не то, что не взлетит, даже не заведется, а все закончится по-станиславски. 

Время безжалостно в фильме, делит всех на солдат и врагов, и не любит побежденных.  Но Роберт Земекис встает на их сторону защиты, он явно перестал доверять истории, она у него – дремуча с подвальными коридорами и солдатами, в своей необходимости выбора (что Касабланка, что Великобритания, что Советский Союз, что прошлое, что настоящее - все повторяемо), но вот повелителем человеческих бурь сопротивления этот ветеран кинематографа все еще остается.  

Мне кажется в наше новое неспокойное время, где снова решают сила и власть, особенно важна позиция художников. И при всех жанровых, сюжетных, режиссерских нестыковках, инфантильном начале и трафаретным конце, фильм «Союзники» останется в личной копилке режиссера и сценариста, как пример их человечного ответа времени – Не пожалеем! 

Инна Смаилова, кандидат искусствоведения, кинокритик

Мой друг ушел… Ушел, не попрощавшись.
8 декабря 2016
Назым САПАРОВА
просмотров: 2324
Рассказ о друге, которого уже нет
О том, что дорого и мило сердцу в Алматы
7 декабря 2016
Назым САПАРОВА
просмотров: 236
Рассказ-воспоминание

Комментарии

Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_3850 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_3850', { type: 'blog', node_id: '3850', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });