misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 60 гостей

Когда линия фронта почти вплотную приблизилась к Казахстану

с нами с 8 сентября 2014

Сайхин, Шунгай Бокейординского района, Джаныбек Жаныбекского района Западно-Казахстанской области ближний тыл Сталинградского фронта

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В рядах добровольцев ушли на фронт из Урдинского района 4613, не вернулось 3028. Из них 2963 рядовых и младших командиров, 653 офицеров. В рядах добровольцев ушли на фронт Мусин Шарипкали (1899 г.р.),  Шакирзянов Абдолла (1909 г.р.), Лайков Кайсагали (1914 г.р.), Мамаев Ракиш (1916 г.р.), Аубекеров Мардан (1916 г.р.), Кайлюков Мерхафиз (1916 г.р.), Атекишев Ахмет (1917 г.р.), Абдулов Майдук (1921 г.р.), Ибрашев Рахметулла (1924 г.р.), Абылкасанов Насыр (1925 г.р.) и многие другие.

 За героизм проявленных в боях 341 были награждены медалью «За боевые заслуги», 351 -  «За отвагу», орденами «Красного знамени» - 15,  «Красной звезды» - 236, «Отечественной войны» 1 степени – 18, «Отечественной войны» 2 степени – 56, «Слава» 2 степени – 7, «Слава» 3 степени – 124.

Летом 1942 г. война приблизилась к границам Казахской ССР, и ее западные районы стали фронтовым тылом войск, защищавших Сталинград. С выходом немецко-фашистских войск к Сталинграду западные районы Казахстана превратились в прифронтовую зону. Бывший заместитель командующего Юго-Восточного (с 30 сентября 1942 г. Сталинградского) фронта по тылу генерал-полковник Н. П. Анисимов отмечал, что «размеры тылового района Сталинградского фронта в отведенных границах достигали по ширине 500 и по глубине до 600 км». Это означало, что в него входила и территория Западно-Казахстанской и Гурьевской области до р. Урал.

В населенных пунктах  вплоть до Уральска, но в основном вдоль железной дороги Астрахань – Урбах (у г.Пушкино Саратовской области) разместились фронтовые курсы младших лейтенантов, аэродромы, части материально-технического снабжения, ремонтные мастерские, различные склады и госпитали. В частности, на станции Джаныбек появился фронтовой артиллерийский склад. На этой и других железнодорожных станциях, разъездах, а иногда и между ними выгружалась значительная часть войск и всех видов довольствия. Все это перегружалось в автомашины и отправлялось к Волге и потом на передний край, на ее правый берег.

Не утратила магистраль и транзитного значения. По ней продолжались перевозки в Астрахань и обратно разных грузов, в первую очередь кавказской нефти, поступавшей морем из Баку. Транзитное значение дороги Астрахань – Урбах возросло после завершения в августе 1942 г. строительства железнодорожных путей между Астраханью и Кизляром, что в какой-то мере компенсировало утрату прямого железнодорожного сообщения центра страны с Северным Кавказом и Закавказьем.

Летом 1942 г. были резко усилены коммуникации и объекты связи Западного Казахстана. Подразделения управления военно-восстановительных работ подполковника Н.Н.Хлистунова, военные и гражданские связисты и мобилизованное население прилегающих районов протянули из Уральска новые телефонно-телеграфные линии на Куйбышев, Саратов, Сталинград, Гурьев, Соль-Илецк и Оренбург.

По заданию заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта Новикова руководству Урдинского района было предложено к 1 августа 1942 года построить три оперативных аэродрома, необходимых для бесперебойной деятельности авиации Сталинградского фронта. Из Урдинского и Джаныбекского районов были выделены тысяча человек и 500 подвод. Шунгайская и Джаныбекская МТС, верблюдзавод №88 и конезавод №67 определили 20 тракторов с прицепами.

В связи с приближением линии фронта 12 августа 1942 г. в западных районах Западно-Казахстанской области введено военное положение. В сентябре, после первых налетов вражеской авиации, в Уральске и населенных пунктах юго-западнее его было объявлено угрожаемое положение. Специальным постановлением Совнаркома СССР областные центры стали пунктами противовоздушной обороны (ПВО).

Основная часть борьбы с военно-воздушными силами Германии в районе Сталинграда легла на авиационные части Юго-Западного, Донского, Сталинградского фронтов и авиации дальнего действия. Решающую роль в отражении налетов вражеских самолетов на западные районы Казахстана сыграли дивизии и полки 8-й воздушной армий, размещавшиеся в трех районах авиационного базирования между Волгой и железной дорогой Урбах – Астрахань. Часть из них использовала полевые аэродромы, построенные на казахстанской земле.

Авиаторы 8-й воздушной армии не только прикрывали от ударов с воздуха войска нашего переднего края, их ближние тылы, но и бомбили немецкую авиацию на ее аэродромах. Все же полностью перекрыть дорогу на восток немецким бомбардировщикам 8-я воздушная не могла: противник превосходил ее по количеству самолетов в начале битвы в 2,5 раза.

11-12 сентября 1942 г. немецкие бомбардировщики зажигательными бомбами сожгли более 38 тыс. га сенокосных угодий колхозов «Алгабас» и «Жана турмыс» Джаныбекского р-на Западно-Казахстанской области

Не испытали бомбардировочных ударов также Уральск и большинство районов Западно-Казахстанской области, хотя одиночные самолеты врага фиксировались в отдельные дни и здесь. Главная причина состояла в том, что немецкая авиация, сконцентрировавшая у Сталинграда около тысячи боевых самолетов, не смогла сколько-нибудь значительную часть их оторвать от выполнения задач непосредственной поддержки своих наземных войск и коротких ударов по объектам прифронтовой полосы. Среди последних оказалась железнодорожная магистраль Урбах – Астрахань, в том числе казахстанские станции Сайхин, Шунгай, Джаныбек и прилегающие к магистрали села и аулы.

Первая бомбардировка произошла 13 сентября 1942 г., вражеские самолеты бомбили станцию Шунгай.

Первый налет на эти станции и прилинейные поселки фашистская авиация совершила в ночь на 23 сентября 1942 г. На станции Сайхин четыре «хейнкеля» сбросили пять бомб, а на втором заходе обстреляли из пулеметов эшелон с призывниками Урдинского района. Двое новобранцев были убиты, а пятеро ранены, не успев принять воинскую присягу и надеть форму солдата. Одновременно 12 «хейнкелей» подвергли бомбардировке станции Шунгай. Из 30 сброшенных бомб взорвались только пять, остальные, как выяснилось впоследствии, имели взрыватели замедленного действия и должны были сработать в разное время. Но железнодорожники и местные жители заметили места падения бомб, воины извлекли их, вывезли за пределы поселения и взорвали. В ту же ночь враг нанес бомбовый удар и по поселку Урда — административному центру одноименного района. Две бомбы, сброшенные фашистскими летчиками, упали за пределами поселка и никакого ущерба не нанесли.

В сентябре 1942 года при бомбежке на станции Шунгай погиб бригадир путей Рязано-Уральской железной дороги Передера И.Г.

1 октября 1942 года был подвергнут бомбежке санитарный эшелон 196 Краснознаменной Гатчинской стрелковой дивизии. Эшелон бомбили девять самолетов «Ю-88». В результате бомбежки погибло 97 и было ранено 112 солдат и офицеров. Погибших похоронил недалеко от места бомбежки (66 раненых доставили в госпиталь №1584 с.Джаныбек, а остальных в госпиталь №415 станции Эльтон), а 1 октября 1984 состоялось перезахоронение воинов в братскую могилу во двор спортшколы с.Сайхин.

1. Желамский И.С.

2. Коврыгин И.В.

3. Цветков М.И.

4. Малов П.А.

5. Филоненко М.А. 

6. Тищенко П.Т.

7. Перепелица Ф.И.

8. Голованов В.С.

9. Достоев

10. Игомов А.

11. Азоров В.Н.

12. Николаев Н.Н.

13. Куванцев А.В.

14. Савельев М.П.

15. Ишимов А.Н.

16. Колесниченко И.Г.

17. Ермоленко Г.Е.

18. Бездуднев И.Ф.

19. Толкачев П.П.

20. Шаулов В.М.

21. Быватов И.П.

22. Дреев П.Г.

23. Молодыко Ф.Г.

24. Дидин С.Ф.

25. Гришанов А.Д. 

26. Дьяков И.И.

27. Матвиенко С.П.

28. Апарин И.Т.     

29. Такеев Ж.

30. Филоненко М.А.  

31. Шауленов Е.

32. Мамодьин или Тамодьян

33. Бобылев Д.В.

34. Куротонов Ф.М.

35. Бакланов Д.

36. Можар

37. Курылов А.

38. Жданов М.П.

39. Постовалов И.Н.

40. Селезнев Г.К.

Остальные 57 неизвестны.

В этот же день на этой станции убит авиабомбой противника красноармеец 32 авиационного формирования Ермоленко Г.Е.

4 октября 1942 года на разъезде №365 Рязано-Уральской железной дороги (Приволжской, территория современного Сайхинского округа Бокейординского района) в результате бомбежки эшелона №16734 погиб личный состав Тихоокеанского флота, направлявшийся в состав Красной Армии.

1.Соболев В.К.

2.Лавренюк И.Л.

3.Голубев М.И.

4.Круглов Н.В.

5.Михайльцев В.Т.

6.Плотников Н.А.

7.Рубилин В.М.

8.Ковалев Г.С.

9.Малинкин И.П.

10.Головко В.С.

11.Будкин Ф.А.

12.Мосин К.Г.

13.Новашев М.С.

14.Нефедов К.С.

15.Тюкаев С.Ф.

16.Сафонов В.Я.

17.Пахтаев Н.В.

18.Иванов В.В.

19.Гринько Н.В.

20.Евграшин В.П.

21.Коновалов Н.Д.

22.Кузнецов И.С.

23.Нестеренко Т.Г.

24.Самоделов С.А.

25.Гненный О.Ф.

26.Пикула А.Р.

27.Губанов А.А.

28.Кобылянкин В.И.

29.Гаврилин Н.В.

30.Дерендеев Е.В.

31.Рожков Д.Д.

32.Мигачев А.А.

33.Кожухов М.Г.

34.Акчурин А.Х.

35.Павлов В.А.

36.Старков А.Ф.

37.Беляев В.Н.

38.Дубовик И.Я.

В это же день при налете вражеской авиации на станцию Шунгай был убит красноармеец Вдовичев В.Н.

Здесь же при воздушном налете погиб и похоронен красноармеец военной части №680 Пушкарский М.Д.

5 октября фашистские самолеты бомбили станцию Шунгай.

Самым тяжелым для сайхинцев оказался день 6 октября. Утром десяток воздушных пиратов обрушили на станцию 30 бомб. В результате прямых попаданий было разбито и сожжено 13 вагонов из эшелона, в котором из Сталинграда эвакуировались рабочие с семьями; 90 человек погибли и 150 получили ранения. На следующий день воздушная тревога на станции и в поселке объявлялась дважды: в первый налет фашистские летчики подожгли и уничтожили эшелон цистерн с нефтью, а во второй разрушили несколько жилых домов и ранили несколько солдат из находившегося на станции воинского эшелона. Запомнился жителям Сайхина и день 11 октября, когда меченные крестами самолеты пять раз появлялись над станцией и поселком, каждый раз сбрасывая на него свой смертоносный груз.

В период этих бомбежек на станции Сайхин погибли воины 97 отдельной стрелковой бригады.

1. Филатов Александр Степанович – красноармеец, погиб 07.10.1942 г.

2. Прохаренко Семен Николаевич – красноармеец, погиб 07.10.1942 г.

3. Тимогин Михаил Егорович – красноармеец, погиб 06.10.1942 г.

4. Карпов Алексей Васильевич – красноармеец, погиб 06.10.1942 г.

5. Кузнецов Иван Павлович – мл.сержант, погиб 06.10.1942 г.

6. Селезнев Гавриил Кузьмич – сержант, погиб 07.10.1942 г.

7. Шарунов Павел Иванович – красноармеец,  погиб 07.10.1942 г.

8. Постовалов Илья Никитович – зам.политрука, погиб 08.10.1942 г.

7 октября 1942 года убит при бомбардировке вражеской авиации на станции Сайхин старшина 8-й воздушной армии,  начальник пожарного поста 449 БАО 32 РАБ 287 ИАД Лисовой И.С.

В военно-санитарном поезде №323 умерли от ран 12 октября 1942 г. и похоронены на разъезде №400 (401, Молодость, Сайхинский с/о) сержант Мохно Я.А., красноармеец  3 полка 285 стрелковой дивизии Далмагометов З.

14 октября 1942 г. убит на станции Шунгай (Сайхинский с/о)  гвардии красноармеец 91 гвардейского минометного полка Артамонов Н.Н.

15 октября 1942 года во время налета вражеской авиации на разъезде №372 убит красноармеец отдельного артиллерийского дивизиона 93 отдельной стрелковой бригады.

1.Смирнов Л.Л.

2.Ермалюк Г.П.

3.Поздняков А.С.

4.Ливанов В.Д.

5.Гимбитский М.И.

6.Дудетский С.А.

7.Коваленко И.Ф.

8.Баглаев И.А.

9.Лапин В.Н.

10.Кондратьев Н.Д.

11.Ялунин Д.А.

12.Осипов П.Ф.

13.Иванов Я.И.

14.Тухматуллин В.

15.Кузнецов М.И.

16.Потейкин А.С.

18 октября фашистские самолеты бомбили станцию Шунгай.

Убиты на разъезде №390 (Сайхинский с/о)  22 октября 1942 г при бомбежке младший начальствующий и рядовой состав 235 огнеметной танковой бригады 64 Армии Сталинградского фронта.

1.Задорожный П.Ф.      

2.Паневин И.И.

На станции Шунгай в этот же день погибли воины 235 огнеметной танковой бригады.

1.Танташев Г.Ш.

2.Чистяков Ф.И.

3.Башкиров И.Ф.

4.Городничий С.И.

5.Нягин К.Г.

6.Корсантия Г.Б.

7.Тамбовцев Н.С.

8.Корчагин И.Я.

9.Липко П.П.

10.Булатенко Е.В.

11.Никушин Н.М.

12.Селиванов Е.В.

Также погибли на этой станции в этот день рядовой и младший состав 46-й отдельной железнодорожной бригады.

1.Лозовой Ф.Ф.                           4.Озерной И.Е.

2.Зацепин Е.Н.                           5.Кобляков С.И.

3.Иванов И.Д.

Красноармеец железнодорожных войск Степного фронта Филонов П.С. похоронен на станции Шунгай.

 В этот же день бомбили разъезд №365 Сайхинского сельского округа.

23 октября 1942 года в районе разъезда №358 убит во время налета вражеской авиации красноармеец 46-й отдельной железнодорожной бригады Адельхан Э.

27 октября самолеты с крестами снова бомбили станцию Шунгай.

30 октября 1942 года при бомбардировке поезда по дороге в г.Астрахань между станциями Шунгай и Сайхин погиб интендант 3 ранга 15 отдельной саперной бригады Управления оборонительного строительства Донского фронта Силин П.С.

3 января 1943 года погибли красноармейцы 113 отдельного восстановительного железнодорожного батальона Цыпленков И.П., Никитин Н.П., Жанбеков У., Кожахметов А., Белов П.А. на станции Шунгай Рязано-Уральской (Приволжской) железной дороги.

На разъезде №340 (Сайхинский с/о) похоронен гвардии рядовой 13 гвардейской стрелковой дивизии 11 гвардейской отдельной автороты Скворцов Б.К.

Такие братские могилы есть на разъездах и станции Джаныбек Джаныбекского района. 

Налетам авиации противника подвергались станции Шунгай, разъезд № 358 (в 15 км южнее Шунгая), колхозы «Енбек», имени Ворошилова и Калинина, Урдинский лесхоз и другие хозяйства и села Урдинского района. В них были разрушены или повреждены здания школ, больниц, клубов. Только Шунгайский мясосовхоз этого района потерял материальных ценностей на сумму, превысившую 1,5 млн. руб.

Значительно пострадала семья колхозницы Матрены Ивановны Коневой: прямое попадание бомбы превратило в руины дом, надворные постройки, уничтожило часть скота и птицу (общая стоимость ущерба 57,4 тыс. руб.), под обломками дома погиб сын, а сама М. И. Конева стала инвалидом.

Во время одного из налетов под удар фашистских бомбардировщиков в районе станции попал эшелон с боеприпасами. От детонации и пожара стали рваться снаряды и гранаты. Чудовищный фейерверк продолжался несколько часов, и восстановителям пришлось потратить немало времени, чтобы растащить составы разрушенных вагонов и искореженные рельсы, восстановить насыпь и вновь пустить поезда. Однако часть снарядов и гранат, разбросанных взрывами, уцелела и была засыпана землей. Один из таких снарядов обнаружили только осенью 1986 г. Прибывшие по вызову саперы во главе с капитаном В. Спильником извлекли и обезвредили его.

Сильные удары с воздуха враг нанес по станции и поселку Джаныбек – центру одноименного района. Первый групповой налет на Джаныбек немецкие бомбардировщики совершили 3 октября. От осколков авиабомб погибли в тот день десять человек, столько же получили ранения. Сгорели цистерны с горючим, несколько пустых вагонов, склады с маслом и оружием, было разрушено здание районного отдела НКВД. 7 октября фашисты повторили налет на станцию, а 8-го бомбили ее дважды. Взрывом одной из бомб повреждена была железнодорожная водонапорная башня. Рабочие стянули ее металлическим (поясами) и она до сих пор как раненный солдат стоит на боевом посту.

В райцентре в основном в первые дни октября были разрушены десятки жилых домов, почтовое отделение и радиоузел, мельница, здание пункта «Заготзерно», пострадали имущество и строения отделения госбанка, казахской и русской средних школ, райземотдела, потребсоюза  и других организаций и учреждений. Общий ущерб превысил 1247 тыс. руб.

В результате бомбардировок на станции Джаныбек было заблокировано несколько эшелонов с грузами для Сталинграда. Чтобы отправить скопившиеся на станции поезда и предотвратить еще более тяжелые жертвы и потери при вполне вероятных последующих налетах противника, железнодорожники Джаныбека решили 9 октября объявить воскресником: восстановить пути и пропустить эшелоны в Сталинград и оттуда. На работу вышли не только путейцы, но и многие жители райцентра, в том числе домохозяйки и школьники.

Работали дружно, старательно и не сразу заметили приближение опасности. Фашистские самолеты появились над станцией и улицами поселка внезапно, обрушили на работавших град бомб и на бреющем полете обстреляли  из пулеметов. На рельсах или вблизи от них погибли 40 человек.

Отчеты штабов МПВО, сверенные с документами штаба и частей Сталинградского корпусного района ПВО, позволяют сделать вывод, что всего на железнодорожные перегоны в пределах Казахстана части люфтваффе совершили около 20 налетов, на Шунгай – 24, Сайхин – 36, Джаныбек – около 40. При этом погибло, по неполным данным, не менее 300 мирных жителей и военнослужащих, примерно 250 человек были ранены. Материальный ущерб — стоимость разрушенных домов, производственных и социально-бытовых сооружений и выведенного из строя оборудования и имущества – только по Джаныбекскому и Урдинскому районам составила 7161,7 тыс. руб.

Эффективными оказались меры, так называемой пассивной обороны – эвакуация людей и материальных ценностей, а также строительство ложных объектов, отвлекавших внимание, силы и средства противника. Эвакуация была применена в Джаныбеке. Руководство ею было возложено на первого секретаря райкома партии М.Абдрахманова, председателя райисполкома Бутанова и представителя облисполкома Е.А.Усову. Они срочно определили села и аулы для размещения эвакуируемых коллективов и населения, порядок эвакуации. Назначили из членов бюро райкома партии и райисполкома своих представителей в каждый коллектив. В Джаныбеке остались только райком партии, райисполком, военкомат, отдел НКВД и узел связи, но и они переехали из своих зданий на окраины поселка, в небольшие дома на улицах Степная и Революционная.

Всесторонность подготовки, четкость проведения эвакуации, возросшая дисциплина и чувство ответственности дали свои плоды: трудовые коллективы, члены семей их работников, основное имущество и документы были вывезены в течение одного дня. С помощью местных жителей разместили людей, приспособили выделенные помещения для оборудования и имущества и приступили к работе, хотя условия труда и жизни ухудшились почти у всех.

Артель инвалидов «12 лет Октября» обосновалась в колхозе «Жана орнек», в 15 км от станции Джаныбек. Многим рабочим-инвалидам спать и питаться приходилось в тех же помещениях, где и трудились, но никто не роптал: все понимали и временный характер трудностей, и крайнюю необходимость своевременного выпуска сапог и валенок для защитников Сталинграда. И на новом месте артель выполнила все задания в срок.

Русская средняя школа разместилась в здании магазина колхоза «Ленин жолы». В одной комнате занимались одновременно несколько классов. Срывов уроков не было, а в свободное время и учащиеся, и учителя шили рукавицы, вязали носки для фронтовиков, выступали с концертами художественной самодеятельности перед ранеными подшефного госпиталя.

Многие школы области с первых дней войны выступили с инициативой в дни каникул, а также в свободное от учебы время работать на колхозно-совхозных полях, животноводческих фермах, сенокосных угодьях. 6 декабря 1941 года облисполком и бюро обкома партии принимают совместное решение об организации обучения сельскохозяйственным работам учащихся школ области. В школах начинается изучение учащимися старших классов (8-10 классы) тракторов и комбайнов. Так, только из средней школы имени М.Горького (Жангирхана) Урдинского района в 1942 году 60 учащихся занимаются в различных кружках, где обучаются сельхозработе, из них 20 учеников овладевают специальностями шоферов, трактористов и комбайнеров. Организатором кружка явился Ахметфаиз Юсупович Тажетдинов, ветеран гражданской войны, заслуженный учитель Казахстана, основатель Бокейординского историко-музейного комплекса.

За первые пять месяцев войны 45 человек, в том числе 33 комсомольца, прошли подготовку в Саралжинской машинотракторной станции Джангалинского (Урдинского) района. Молодые комсомольцы Умбетова, Гиззатова и другие  научились управлять трактором.

Комсомольские организации области возглавили подготовку молодежи к труду и обороне. Хорошие итоги показал летний кросс 1942 года. Лучшие результаты этой массовой работы дала комсомольская организация Урдинского района (секретарь  Нимухамбетов).

Несмотря на трудности военного времени и бомбежки трудящиеся Урдинского района, воодушевленные героическими подвигами мужественных воинов Сталинградского фронта послали им 280 пудов мяса, 22 пуда масла, свыше 280 пудов зерна, 245 штук битой птицы, папиросы, табак, одеколон и другие подарки. В ответ начальник политуправления Сталинградского фронта прислал в адрес Урдинского райкома партии следующую телеграмму: «По поручению Военного Совета Сталинградского фронта политуправление просит передать трудящимся вашего района наше красноармейское спасибо за отеческую заботу и передать наш фронтовой привет».

Стойко переносили трудности и лишения, беззаветно выполняли свой долг перед страной и ее защитниками все жители прифронтовых областей Казахстана. Особую благодарность заслужили те, кто остался на своем посту и фактически в фронтовых условиях работал на победу. Это, в первую очередь, коллектив связистов Джаныбекского узла связи во главе с начальником районной конторы М. В. Паршевым. Во время одного из налетов вражеская бомба взорвалась рядом со зданием узла связи. Все воздушные линии связи были порваны, аппараты вышли из строя, а телефонистки М. В. Мололкина и А. И. Корадова были контужены. Никто из связистов не покинул своего поста. Монтер М. Ф. Ломакин еще под огнем немецких самолетов срастил порванные провода, другие оперативно восстановили аппаратуру. После боев все работники узла связи были награждены медалями, а М. В. Паршев – орденом «Знак Почета».

В самых трудных условиях пришлось работать железнодорожникам. Достаточно сказать, что за 5 месяцев 1942 г., с июля по декабрь, на линии Урбах – Астрахань и Саратовском узле от фашистской авиации погибли 1393 и было ранено 1800 железнодорожников, повреждено более сотни паровозов и свыше трех тысяч вагонов. Военный совет Сталинградского фронта 8 октября 1942 г. принял специальное постановление о повышении живучести магистрали и обеспечении непрерывности движения поездов.

На случай разрушения станционных путей предписывалось строить обходные пути и линии связи. Кроме того, на всех станциях от Урбаха до Астрахани и от Верхнего Баскунчака до Паромной надлежало построить в земле и на удалении в 250-300 м от имевшихся или разрушенных зданий командные пункты. Для укрытия стрелочников, поездных и вагонных бригад, других железнодорожников и пассажиров прямо у путей следовало отрыть щели. Для ускорения восстановления разрушений (мелкие повреждения в 2-часовой срок, а более серьёзные за 5-6 часов) постановление предписало более рационально разместить вдоль магистрали имеющиеся силы и средства механизации, заранее разработать проекты восстановления мостов, создать необходимые запасы рельсов, шпал и других материалов, разобрав на эти цели, в случае необходимости, второстепенные станционные пути и тупики.

Выполнение постановления Военного совета фронта легло на плечи работников Рязано-Уральской железной дороги и воинов 15-й железнодорожной бригады полковника В.В.Безвесильного, удостоенного в 1943 г. звания Героя Социалистического Труда.

Общими усилиями коллективов магистрали, личного состава железнодорожной бригады и населения прилегающих районов в короткие сроки были проложены обходные и удлинены станционные пути, построены новые разъезды и остановочные пункты. Эти меры дополнялись организацией движения поездов «пачками» вначале в одну сторону, потом в другую, выставлением наблюдателей на каждом километре пути. Огромный эффект дало нововведение командира 18-го батальона механизации железнодорожной бригады, подполковника А. М. Авдохина, позже Героя Социалистического Труда. Его батальон обслуживал участок Урбах – Джаныбек, вдоль которого на удалении 300-350 м тянулась грунтовая дорога. Офицер решил использовать это соседство и, разделив участок на три части, наладил сопровождение поездов восстановительными «летучками» на автомашинах. Они двигались параллельно поезду от границы одного участка до другого. Там вахта передавалась следующей «летучке», а первая сопровождала встречный эшелон до своего исходного пункта.

При налете вражеских самолетов восстановители немедленно принимались за спасение людей, расцепляли горящие вагоны и цистерны, восстанавливали полотно железной дороги. Только за октябрь 1942 г. подвижные группы 15-й бригады спасли от пожара 561 цистерну с горюче-смазочными материалами, 102 вагона с боеприпасами, 403 – с продовольствием и 29 паровозов. Такой метод нашел широкое применение всюду, где в нем была необходимость и имелись соответствующие силы и средства.

Инициативу, личную отвагу и сплоченность не раз демонстрировали и многие гражданские железнодорожники, в том числе начальник станции Шунгай Зайцев, дежурные по этой же станции Нуркатов, Стукалов, начальник станции Сайхин А. Т. Тарасов, дежурные Быхало, Гордеев и Штонда, начальник станции Джаныбек Ф. Т. Кащирин, дежурные И. А. Шмаков и П. Г. Стерликов, бригадир монтеров пути разъезда №365 К.К.Курумбаев.

Приведем лишь один эпизод из хроники того времени. 30 декабря на станцию Джаныбек поступило сообщение о приближении фашистских бомбардировщиков. Дежуривший тогда П. Г. Стерликов оказался в нелегкой ситуации: на станции стояло всего два воинских эшелона, но их длина превышала протяженность станционных путей, и потому один эшелон закрывал выход другому. Дежурный не растерялся. Он отцепил несколько вагонов от одного из поездов, с помощью группы воинов вручную откатил их на другой путь и тем самым открыл главный путь. Эшелоны своевременно покинули станцию и избежали бомбежки. Хладнокровие и инициатива П. Г. Стерликова были отмечены начальником дороги.

Очень эффективно было и строительство ложных объектов, о чем свидетельствует одно из ноябрьских донесений командования 8-й воздушной армии штабу Сталинградского фронта. В нем сообщалось, что саперы с помощью местного населения построили ложные аэродромы у станции Сайхин и колхоза «Конституция». За первую половину ноября авиация противника нанесла по ним по четыре бомбовых удара. Только на «аэродром» у Сайхина за один налет (3 ноября) немецкие самолеты сбросили 70 бомб.

Чекистам и бойцам истребительных батальонов Джаныбекского и Урдинского районов не раз приходилось принимать участие в вооруженных столкновениях с небольшими группами диверсантов-парашютистов, пытавшихся совершить диверсии на железнодорожной линии Палласовка – Джаныбек – Сайхин – Шунгай – Верхний Баскунчак. Кроме оружия, диверсанты имели запас взрывчатки, продовольствие, а также топографические карты с указанием мест диверсий. Но редко им удавалось пробраться незамеченными до места назначения. Жизнь в прифронтовой полосе быстро приучила жителей настороженно относиться к появлению каждого незнакомца и принимать необходимые меры вплоть до задержания.

Эвакуация людей и предприятий, маскировка объектов и полное затемнение населенных пунктов, создание ложных объектов и меры по восстановлению разрушенного – все это снижало объем ущерба от вражеских бомбардировок, ускоряло возрождение поврежденных зданий, сооружений и путей. Но предотвратить сами налеты или резко снизить их прицельность ни производственные коллективы, ни формирования МПВО не могли. Эта задача была по силам только регулярным подразделениям и частям противовоздушной обороны (ПВО).

Наблюдение за воздушной обстановкой и оповещение сил ПВО и штабов МПВО о появлении вражеских самолетов осуществляли батальоны ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Вдоль железной дороги Урбах – Астрахань, от станции Палласовка до Верхнего Баскунчака размещались посты наблюдателей 19-го отдельного батальона ВНОС (командир майор Форис, военком станции политрук Тишков), вдоль магистрали Урбах – Уральск и западнее р. Урал – 71-й батальон ВНОС.

Посты наблюдателей своевременно обнаруживали вражеские машины и без задержки через свои ротные командно-наблюдательные пункты передавали сведения об их полете зенитчикам и летчикам-истребителям. Во всей массе документов штаба 9-го корпусного района ПВО (командующий полковник Е. А. Райнин, военком полковой комиссар Л. Н. Кудояров), его соединений и частей встретилось лишь единственное замечание о размещении постов 19-го батальона ВНОС.

На прикрытии железнодорожного участка Палласовка – Сталинград с начала битвы находились четыре зенитных артиллерийских дивизиона и 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО (командир дивизии подполковник И. И Красноюрченко, с 16 октября полковник И. Г. Пунтус, военком батальонный комиссар К. З. Степанов). При такой ограниченности сил на противовоздушную оборону станций Джаныбек, Сайхин и Шунгай командование смогло выделить от двух до четырех зенитных орудий и не более взвода пулеметов на каждую. Включение в поезда специальных платформ и вагонов с одним-двумя орудиями или пулеметами было недостаточным для прикрытия эшелонов на перегонах. Железнодорожники вынуждены были ограничить движение ночными часами, а днем держать составы на станциях, где имелось зенитное прикрытие, или маскировать их в низинах.

В сентябре и первой декаде октября 1942 г. из других районов на железную дорогу Урбах – Верхний Баскунчак прибыли несколько отдельных зенитных артдивизионов, 7 зенитных бронепоездов и, наконец, 748-й зенитный артиллерийский полк (командир майор Рязанцев, затем подполковник А. М. Рутковский, с декабря подполковник Звягольский, военком батальонный комиссар Ф. Е. Зражевский). На командование и штаб полка было возложено руководство зенитно-артиллерийской группой, в которую вошли все названные части зенитной артиллерии и бронепоезда.

Командование зенитно-артиллерийской группы, располагая значительными силами и средствами, смогло значительно усовершенствовать систему прикрытия магистрали. Каждая станция теперь прикрывалась огнем одной-двух зенитных батарей малого и среднего калибра, зенитным бронепоездом и одним-двумя зенитно-пулеметными взводами. Одна батарея малокалиберных орудий использовалась как кочующая: она периодически передвигалась с одной неохраняемой станции (или разъезда) на другую.

Подразделения 748-го зенитного артполка (его 4-й дивизион станции лейтенанта Григорьева двумя батареями прикрывал станции Джаныбек, а одной — станции Шунгай) к концу 1942 г. сбили 11 самолетов противника. Команда отдельного зенитного бронепоезда №132 к началу 1943 г. сбила шесть самолетов противника над станцией Шунгай. Командир бронепоезда капитан Седлов за достигнутые успехи и добросовестное отношение к обязанностям объявил благодарность своему заместителю, по политчасти политруку Н. Н. Ковалеву, командиру зенитно-пулеметного взвода, лейтенанту А. Д. Шершуну, командирам орудийных и пулеметных расчетов старшине Г. И. Осинцеву, старшему сержанту М. К. Багову, младший сержанту Г. С. Кравченко, бригадиру железнодорожной службы станции, сержанту Г. А. Гилеву, мастеру по приборам, рядовому П. Н. Ермоле, машинисту паровоза Н. Д. Дмитриеву, номерам орудийных и пулеметных расчетов, рядовым Д. Хабиеву и Е. А. Шевченко.

Зенитчики 122-го бронепоезда (командир капитан Журавлев, заместитель командира по политчасти станции лейтенант М. Я. Кобринский), прикрывавшие станцию Сайхин, сбили два и подбили один самолет неприятеля. Их записали на боевой счет взвода орудий среднего калибра лейтенанта С. Ф. Петрова, взвода орудий малого калибра лейтенанта Ковалева и зенитно-пулеметного взвода лейтенанта Журова.

181-й отдельный зенитный бронепоезд (командир капитан И. И. Князев, заместитель командира по политчасти политрук Н. А. Башевой) прикрывал станцию Джаныбек и с 3 ноября 1942 г. по 28 января 1943 г. отразил налеты 16 самолетов противника. Ни один из них не был сбит, но и не смог приблизиться к объекту атаки. Залповый огонь трех 76-мм и двух 37-мм орудий, непрерывный огонь крупнокалиберного и двух строенных 7,62-мм пулеметов вынудили самолеты менять курс и, сбросив бомбы вне цели, уходить на запад.

Всего же зенитчики, охранявшие три казахстанские станции, сбили 21 и подбили еще 3 фашистских самолета. Хорошо поработали в небе нашей республики и истребительные авиационные части Сталинградского корпусного района ПВО.

Официально железную дорогу Урбах – Астрахань и прилегающие районы Казахстана 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО прикрывала с 19 сентября 1942 г., но и раньше ее части привлекались для барражирования над отдельными участками магистрали.

В дивизию входило три истребительных авиаполка – 629, 731 и 788-й. Числилось в них от 50 до 60 самолетов устаревших конструкций: И-15, И-16, И-153. Часть из них требовала ремонта из-за технической изношенности и повреждений в боях. Поэтому дивизия не смогла прикрывать железную дорогу на всем ее почти 800-километровом протяжении (с учетом линии Верхний Баскунчак – Паромная). Основные силы истребителей пришлось сосредоточить вблизи узловых станций — Эльтон, Верхний Баскунчак, Владимировка, Астрахань. Для прикрытия промежуточных станций и перегонов между ними эпизодически выбрасывались группы истребителей на полевые площадки у Палласовки, Сайхина, Харабали.

Недостаток сил наложил отпечаток и на характер боевых задач, поставленных перед летным составом. Они ограничивались тем, чтобы не допустить прицельного бомбометания вражеских самолетов, не увлекаясь преследованием уходящих от охраняемых объектов или поврежденных самолетов противника.

15-й истребительный Оршанский Краснознаменной ордена Суворова авиационный полк имени Ф.Э.Дзержинского 15.10.1942 г. перебазировался в район станции Сайхин, южнее озера Эльтон. Здесь молодые летчики тренировались и охраняли железную дорогу в пределах ст. Эльтон – Сайхин – Баскунчак. Командиром полка был Герой Советского Союза, капитан П.Т.Тарасов.

Летчики-истребители в нелегких условиях делали все, что могли, для разгрома врага. Заместитель командира 629-го истребительного авиаполка по политчасти батальонный комиссар М. Н. Абакумов среди отличив

СОКРОВИЩЕ (Глава 2)
31 мая 2017
Azat BUKA
просмотров: 5252
Продолжение рассказа ко Дню памяти жертв политических репрессий.
СОКРОВИЩЕ
30 мая 2017
Azat BUKA
просмотров: 4091
Рассказ ко Дню памяти жертв политических репрессий. Сюжет основан на реальных событиях.

Комментарии

Гульнара Тастамбекова
09 Май 23:32 # ответить
спасибо за статью
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2924 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2924', { type: 'blog', node_id: '2924', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });