Ты наденешь кольчугу, подымешь меч,
Сорок дев поведешь по дороге сеч,
Будут звонкие стрелы железо рвать,
Будут головы вражьи валиться с плеч.
Это слова красавицы Сарбиназ, самой младшей из сорока воительниц, воспетых в каракалпакском эпосе «Кырык кыз», (Сорок девушек). Я помню эту книгу в библиотеке своего деда. Никогда ею не интересовалась, мне казалось, это очередные сказки. Как оказалось, зря. Это каракалпакская поэма, записанная в 1940 со слов устного сказителя Курбанбая Тажибаева. Одну часть поэмы на казахский язык перевел мой дед. Казалось бы, ну эпос, что в нем такого примечательного? Попробую объяснить.
В Южно-Казахстанской области, в Угамской долине есть перевал Кырык кыз, который представляет из себя каменные изваяния, напоминающие силуэты людей. Согласно легенде , долина некогда была богатым кочевьем бая по имени Аллаяр, у которого была дочь Гулаим. По закону жанра - красавица писаная. Позарился на нее хан, напал на кочевье, выкрал Гулаим и ее 40 невольниц. Не смирившись с участью, девушки бегут, но не смогли они укрыться от погони. Когда они поняли, что им не спастись, воздели они руки к небесам и просили у Аллаха, чтобы превратил он их в камень, дабы не достаться врагам.
Эпос о сорока девушках несколько иной по характеру. Девушки тут изображены не беспомощными девицами, молившими о смерти, а повествует о сорока амазонках, которые сражались против нашествия калмыцкого хана Суртайши. Возглавляла войско Гулаим. Она освободила родину от рабства. Гулаим влюбилась в хорезмского богатыря Арслана, с которым они прошли нелегкий путь, отразили нашествие Надир-шаха на Хорезм и в самом конце поэмы отдали власть представителям каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов. О каменных изваяниях поэма молчит.
Что интересно, этих версий легенды несметное количество. Согласно еще одной версии, легенда о 40 девушках идет корнями к легенде о Коркыте и Аксак кыз (Хромой девушке). Коркыт, легендарный тюркский поэт-песенник, создатель кобыза. Согласно легенде, Коркыт не смог смириться со скоротечностью человеческой жизни и ушел от людей в поисках бессмертия, но везде куда бы он не шел, он встречал смерть. Звуки чарующего кобыза разносились так далеко, что люди искали источник звуков, и пустившись раз на поиски, не могли уже остановиться. Сорок девушек отправились в долгий путь, чтобы увидеть Коркыта. 39 из них погибли в дороге, и лишь одна добралась до Коркыта, но какую цену она за это заплатила. Она стала хромой. Если верить этой легенде, Аксак кыз добралась-таки до Коркыта, но умерла, как только его увидела. Другая версия гласит, что она родила ему сына.
Идем дальше. В Болгарии есть мыс под названием Калиакра. Если верить болгарской легенде, 40 девушек спасаясь от нашествия войск Османской империи, предпочли смерть рабству, связали косы и прыгнули в море с отвесной скалы мыса Калиакра. Здесь даже установили обелиск «ворота 40 девиц».
В Татарстане есть город Билярск. Есть в городе архитектурный памятник «Изге Чишмә», т.е. «Городище Девичий городок», который датируется X – XIII вв. Памятный камень гласит «По татарским преданиям, на этом месте стояла небольшая крепость, возведенная 40 девушками, сражавшимися против врагов. В центре этой крепости археологи выявили следы дозорной башни».
В Узбекистане есть урочище Агалык, близ Самарканда. Местная легенда гласит о 40 девушках воительницах, которые сражались с вражеским войском и обороняли крепость. Никак не удавалось их сломить, поэтому хан решил обложить крепость со всех сторон и повернуть русло реки Даргом. Он считал, что жажда заставит девушек сдаться. Однако девушки, взявшись за руки стали петь, поднялись в небо и исчезли.
В Таджикистане есть долина Чилдухтарон (Долина Сорока девушек). Названа она в честь 40 девушек. Когда враг пришел в долину с намерением превратить девушек в своих наложниц, они воздели руки к небесам и просили Аллаха превратить их в камень. Местные жители, украшают каменные изваяния ленточками и цветами каждую весну.
Что самое удивительное, собирательный образ сорока девушек, присущ почти всем народам Средней Азии. Судите сами, есть версия, что слово "кыргыз" происходит от "кырык кыз". Эта легенда гласит о том, что дочь некоего хана, в сопровождении сорока девушек любила совершать дальние прогулки и однажды, вернувшись домой, они обнаружили, что их аул разбит и выжжен. В живых осталась только красная собака. Якобы от которой и забеременели сорок девушек и появились кыргызы. Однако, по версиям, записанными казахским ученным Шоканом Валихановым, дочь хана съела яблоко, и понесла. В наказание за это, хан отсылает свою дочь в сопровождении сорока девиц. В ссылке, у ханской дочери рождается сын, а у одной из невольниц рождается девочка, которые и стали родоначальниками кыргызов. По второй версии, сорок невольниц ханской дочери забеременели от пены, за что хан приказал их убить, но джигиты пожалели их и отвели в лес. За ними пошла желтая собака. У девушек родились 30 сыновей, 10 дочерей, а собака добывала им пропитание.
Как видите, сорок девушек весьма распространенная легенда, но из всех девушек, которые предпочли помереть, утопиться и т.д., мне импонируют каракалпакские, которые взяли в руки оружие и выступили против врага. Есть версия, что каракалпаки произошли от кипчаков. Наверное, кипчак и неволя понятия несовместимые.
Фотограф: Сергей Курочкин