misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 36 гостей

Классная сослагательная история

с нами с 19 августа 2014

История Казахстана - предмет противоречивый и живой для преподавания. И до сих пор в нашей истории достаточно табуированных тем, так как имеется существенная политическая составляющая в интерпретации исторических  событий. Общественного консенсуса нет, особенно по проблемам новейшей истории. Какие-то темы поднимаются, в принципе источники открыты, а результаты могут иметь политический подтекст. Но преподавать то надо, что-то студентам рассказывать и показывать различные точки зрения без мифологизации и политически нейтрально.

Я преподаватель в Университете КИМЭП. В КИМЭПе, не сочтите за банальность, существует и поощряется академическая свобода и исследования. (Когда я так говорю, мои студенты шутят, что это аутотренинг.) Очень приветствуется, если занятия проходят интересно и студенты вырабатывают критическое мышление, воображение и умение аргументировать свою точку зрения.

У меня был вводный курс по истории Казахстана, больше ознакомительный, но и в нем достаточно дискуссионных моментов. Группа моя была казахская и все студенты выпускники казахских школ.

И как-то я предложил им написать эссе по методу counterfactual или в противоречии с фактами. Метод очень простой. Дается тема, сформулированная «Если бы …». Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, и все эти поговорки про «если бы …» это иллюстрируют. Тем не менее для студентов этот метод стимулирует воображение и позволяет научится четкой аргументации.

Тема для эссе была «Если бы Казахстан не присоединился к России». Мы уже обсуждали со студентами книгу Ирины Ерофеевой, где процесс принесения присяги Абулхаиром и пребывание посольства Тевкелева были описаны как очень сложные, с разной трактовкой событий и разной мотивацией участников. Тема горячая, каждый может высказаться.

Студенты меня удивили. Они были очень взвешены и нейтральны в своих суждениях и аргументах. Я то ожидал чего-то, того что происходит в интернете, где страсти кипят, бурлят и логики мало, а крика много. В нашем случае все было спокойно. Дети выдвинули несколько взаимоисключающих версий и выдали несколько оценок. Это допустимо, так как каждый писал свою версию после обсуждения в группе.

Итак, список вариантов "если бы…":

  1. Оптимистический. Было бы физически больше казахов, 40 или 50 миллионов, казахские традиции, религия, язык, обычаи, все было бы на более высоком уровне. Экономика, сельское хозяйство, распределение населения по регионам, большой национальный рынок – все это было бы.  Казахстан был бы чем-то вроде современной Турции.
  2. Сверхоптимистичный. Было бы как на Западе. Свободная страна, ответственные граждане, развитая экономика, наука, демократия в политике. К слову, такой сценарий написал только один из 40 студентов.
  3. Пессимистический. Было бы несколько государств среди которых казахи были бы распылены. Часть отошла бы к Китаю, часть к России, часть была бы самостоятельна.
  4. Сверх пессимистический. Было бы как в Афганистане. Племенные союзы и отсутствие цивилизации.

Оценка студентов была во многом позитивная. Для меня это было самое неожиданное. У меня самого видимо какие ожидания, предположения и предрассудки. И студенты оказались намного более здравомыслящие по сравнению даже не с моими ожиданиями, а по сравнению со мной. Может потому что они молодые и оптимистичные. Одна из часто повторяющихся оценок - «Они нам открыли глаза на мир». Наука, медицина, образование – все европейское и передовое пришло через Россию. Голод, страшные человеческие потери, ужасы лагерей, уничтожение интеллигенции, колонизация, высокомерие – это все тоже присутствовало, но «открыли глаза на мир».

ӘБЖАЙ АТА
18 апреля 2017
Шашубай Шаймерден
просмотров: 4778
Неге екені белгісіз, Әбжай ата соғыс туралы әңгіме айтпауға тырысатын. 9 мамыр жеңіс күндері орден мен медальдарға толы кителін көрші соғыс ардагері ақсақалға кигізіп, «Сен барып әңгіме айтып кел балаларға» деп, мектепке сол кісіні жіберуші еді.
Оятқан мені ерте шығыс жыры... Жалынайық Абайға
17 апреля 2017
Muxit Bayazitov
просмотров: 4789
Өшпес өмір, таусылмас мал берейік, Бір білімді данышпан жан табайық,- деп ортаға ой тастай келіп:

Комментарии

NUNU NUNU
19 Авг 12:39 # ответить
Интересная идея. Моя версия:

если бы Казахстан не присоединился бы к России,

1. то Россия присоединила бы Казахстан;

2. мы бы говорили на китайском и проживали бы в синьцзян-казахском автономном районе;

3. таких слов как "казахи", "казахстан" не существовало бы.
Faiwer   →  NUNU NUNU
20 Авг 00:09 # ответить
NUNU NUNU, Синьцзян-Казахский автономный округ мне не кажется таким уж нереальным и сейчас :)
Ержан Сериков
20 Авг 00:28 # ответить
Теперь я вижу концепцию этого сайта, к сожалению.
Denis Vasilenko
23 Авг 21:26 # ответить
Как говорится "история не любит сослагательного наклонения". Это больше чем ответ
Ержан Сериков
23 Авг 22:30 # ответить
---
Aibulat Kurumbaev
11 Сент 11:39 # ответить
На фото. Волостные и правители западного Казахстана навещают курсантов Уральского войскового реального училища. Уральск, 1901 г.

Третий слева (в айыркалпаке) – Омар Казиев, внук знаменитого лидера казахского восстания Сырыма Датулы и отец деятеля правительства Алаш Орда Салыка Омарова.

Второй слева – Мухамеджан (Акшолак) Сарыкуджин, ага-султан Соналинской волости, почетный гражданин Российской империи. Примерно в это же время он помог устроиться в это самое училище Жаханше Досмухамедову, будущему юристу, исследователю, общественному деятелю, одному из инициаторов создания политической партии «Алаш» и лидеру Западного отделения правительства Алаш Орда.
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2451 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2451', { type: 'blog', node_id: '2451', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });