misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Altyn Sapar11:00 Такая "правильная" светскость Anuar Kabiden, сөзімді бұрмалаудың қажеті қанша? Ашу дұшпан демекші, ашу-ызадан аулақпыз. Бірақ Сіз мені түсінбеген сияқтысыз, не сөзімді басқа жаққа бұрмалап жатырсыз. Тарих пен ата-баба дәстүріне келетін болсақ, бағзы заманда әжелеріміз 12-13 жасында тұрмыс құрып барып, орамал таққан. Оған дейін орамал тақпаған. Ал қазіргі заманда, заң бойынша кәмелет жасқа (18 жас) толғаннан кейін ғана тұрмыс құруға рұқсат берілген. Дәстүр бойынша жас келін үйлену тойында басына сәукеле киіп, келін болып түскен үйде қазақи байланған орамал тағып, ал сыйлы жасқа толғанда апа-әжелеріміз кимешек тағып отыратын. Бойжеткен басы бос қыздарымыз шаштарын өріп, шолпымен безендірген болатын. Енді қазіргі заман қыздарының киіну мәнеріне көшетін болсақ, әр адам өз тәлім-тәрбиесіне қарай киінеді. Орамал тақпай-ақ жақсы, таза, биязы әрі қарапайым киініп жүрген қыздарымыз қаншама. Бұл жерде отбасы тәрбиесі орасан зор рөлге ие. Адамның сенімі мен иманы жүрегі мен іс-әрекетінде болуы шарт. Өз ойым, зайырлы қарапайым киім киген қыздарымызға топырақ шашудың қажеті жоқ. "Бес саусақ бірдей емес", ақ пен қараны ажырата білу қажет. Балаға орамал тағам деп асықпаңыздар, халықта мынадай сүбелі сөз бар: "асыққан шайтанның ісі". Ең бастысы бұл жерде баланың балалық шағы дұрыс өтіп, заманға сай зайырлы сапалы білім алуы.https://massaget.kz/arnayyi_jobalar/22-nauruz/17652/
Anuar Kabiden12:13 Такая "правильная" светскость Altyn, қайсы сөзге ызаңыз келіп тұрғанын түсінбей ақ қойдым. Жеке өзіңізді, не қыздарыңа орамал тақпағандарды ақымақ, нақұрыс деп балағаттанды қайсы жерден оқып отырсыз? Ал сіздің жас қыздарымызға орамал тағу надандық десеңіз, қай жастан бастап адал іс болатының айта аласыз ба? кәмелетке толып, отау құруға дайын болған мұсылман қыздарға орамал тағу парыз. Бұл біз бен сіз ашып отырған жаңалық емес, атам замаңнан келе жатқан шариғат талабы. Ешбір мазхаб оған қарсы шықпайды да, шыға алмайды. Егер де тарихымызды жақсы оқыған болсаңыз, қыздарымыз ерте жасынан ақ отау құрып, 25-30 жасында киіз тігетін апа атанғандарынан хабардар болушы едіңіз. Ал ендеше, осы сөзіме көңсеңіз, балағат жасқа толмаған бүлдіршіндеріміздің басын бүркіп орамал тағудың не пайдасы бар деп сұрайсыз ғой. Оған айтарым, нағыз халқымызға жанашар болған сіздей жанның, "бала жастан", "баланың тәрбиесі бесіктен басталады" деген ұғымдардан бейхабар емессіздігіңіз аңық. Соған орай қазіргі қасқыр заманда болашақ ана, ертеңгі күнде бір қолымен бесік тербететіп, екінші қолымен ел болашағын тербететің қыздарымыздың абыройын барынша сақтап қалу амалымыз. Оған біреуге ақыл айтып, ол үшін біреуден рұқсат сұрайтын жағдай емес. Әр ата-ананың өз шешімі. Ақылға келейк десеңіз, осыған тоқталайық.
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 1310 гостей

Добровольно-принудительный маразм

с нами с 2 мая 2013

Сетевой автор широкого профиля Александр Цой давеча опубликовал на своей странице в фейсбук фотографию работы Петра Троценко, лаконично подписанную: "Заседание областного филиала Ассамблеи народа Казахстана":

Фотограф уверяет, что снимок получился случайно, но мы то знаем, что так даже лучше, ибо фотографии, сделанные в самый неожиданный момент, получаются гораздо живыми и правдивыми. Пользователи в комментариях отмечали, что людей на снимке загнали в жару на лекцию какого-нибудь важного лектора, вот и слушают его они с жадным интересом. Я не могу знать, как там было на самом деле, но такой сценарий вполне допустим, поскольку добровольно-принудительные приглашения достаточно распространены в обществе, особенно среди бюджетников. Магическая и невидимая сила движет нашим коллективным бессознательным и толпы по республике стекаются в одну точку и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег.

Многие комментаторы не могли удержать смех при виде на фотографию. Мне тоже стало на несколько мгновений смешно, но смеялся я над собой, над маразмом в обществе, поскольку вспомнились пару историй из своей студенческой жизни.

История первая. Во время учебы на первом курсе в национальном университете накануне Наурыза нам, студентам, объявили, что в день праздника в Алматы приедет Президент, выступит на площади перед народом. Руководство факультета, видимо, решило подсуетиться, заслужить похвалу и быть на хорошем счету, и студенты с нашего потока десятками были оторваны от занятий и несколько дней с утра до вечера репетировали праздничное шествие на площади. Причем за неявку грозили поставить незачет на сессии. Как правило, управлять массой "первашей" назначают безынициативного студента или чаще всего студентку более старших курсов, у которой в голове нет другой задачи, кроме как выслужить перед руководством. На призывы уставших взять передышку или хотя бы быстро сбегать за водой или перекусить она отвечает игнорированием и гоняет бедных шагать дальше. В день праздника было очень холодно, небо обволокло свинцовыми тучами. Нас забрали с точки сбора и привезли на автобусе на площадь. Теплую одежду безынициативные диктаторши не разрешили, поскольку это портило вид, выдали по накидке желтого цвета с надписью "Наурыз" из тонкой дешевой китайской ткани, которую мы накинули поверх рубашки. Вдруг поднялся ветер и пошел ливень. Промокли до нитки, но прошагали по запланированному маршруту. Холод пробирал до костей. Мы так и не поняли, приехал тогда Президент или нет. Ливень был настолько сильный и беспощадный, что реки воды бежали по улицам Желтоксан и Сатпаева, а наши ноги плавали в промокшей обуви. Но маразм на этом не закончился: по завершении мы хотели быстрей поймать такси и разъехаться по домам, чтобы добраться до сухой одежды и тепла, но не разрешили, опять забрав нас на автобусе на точку сбора, откуда наконец, дали возможность убежать от этого кошмара. Следует ли говорить, что многие из моей группы простудились и долго лечились тогда?

Такие проделки обычно вытворялись с новоприбывшими и неокрепшими "первашами" и слава богу, кажется, мы были последними, кто такое видел. Студенческие массовки тоже подвержены институциональной эволюции, стихийные собрания плавно перетекли затем во флешмобы. Но ими теперь занимаются специальные молодые ребята. Это был пример того, как маразм невыгоден участникам.

История вторая. Хорошие инициативы сверху редко находят понимание снизу. В 2010 году кафедра национального университета пригласила российского политолога, специалиста в области международных отношений Сергей Кортунова с тем, чтобы он выступил с рядом лекций для студентов. Лекции были, кстати, интересные и полезные, Сергей Вадимович рассказывал о том, какие сценарии выхода из финансового кризиса предпринимают мировые державы. Тогда получилось так, что немного слушателей ходило на эти лекции и студенты запускались к нему в добровольно-принудительном порядке. И так как чаще всего на факультете околачивались "перваши", их то, неподготовленных, и вылавливали и запускали в первую очередь, чего не стоило делать, поскольку у многих из них еще не было элементарных знаний по специальности, чтобы понять, о чем собственно рассказывает приезжий гость, они начинали скучать и примерно через полчаса, прерывая рассказ лектора, разрывали зал словами: "А можно вопрос?"

Примерный диалог:

С.К.: - Да, конечно, спрашивайте.

"Перваш": - А почему Барака Обаму избрали президентом?

С.К.: - Я не совсем понял сути вашего вопроса. Не вижу причин, почему его нельзя было избрать президентом.

"Перваш": - Ну он же нигер?

С.К.: - Молодой человек, вы что, расист?

Приступы смеха у других "первашей", которые внутри поддерживают своего: "Красава, братан!". Фейспалм. Едва ли после таких попыток блеснуть знаниями наши студенты оставят хорошие впечатления о нашей стране и научном потенциале у иностранных лекторов.

Это пример того, как маразм не выгоден организаторам. Вообще он никому не выгоден. Но людей до сих пор продолжают загонять на мероприятия в добровольно-принудительном порядке.

В традиционном казахском обществе такое не практиковалось. Народ приходил сам, потому что было интересно. Какой-нибудь бай в девятнадцатом веке дает той, устраиваются спортивные соревнования, поэтические сражения акынов и прочее. Победителям в награду - сотня лошадей, целый табун. Разумеется, сильнейшие в казахской степи стекаются на ивент, по сути, звезды того времени, испытать удачи, попробовать свои силы. Расслышав о том, что прибудут звезды, туда стекается народ. Никакого принуждения. Из истории известно, к примеру, что бай по имени Жанбота, стремясь привлечь как можно больше народу, пригласил Биржана сала на свое мероприятие. Он добился цели, а сал оставил нам песню "Жанбота". Кстати, эта сцена хорошо воспроизведена в фильме Досхана Жолжаксынова "Біржан сал".

Добровольно-принудительные элементы, думается мне, вошли в культуру в советский период. Первомаи, шествия, транспаранты. Попробуй не выйти. СССР давно канул в Лету, и слава богу, а маразм остался. Не надо так.

Возвращаясь к фотографии, которая, собственно, и побудила автора на рассуждения. Недавно была новость о том, что в следующем году в преддверии двадцатилетия Ассамблеи народа Казахстана в стране появится новый республиканский телеканал "Бірлік". Идея уже поддержана в Ассамблее. Мне почему-то кажется, что ничего путного из этого не выйдет. Может быть, не стоит его открывать?

Тимур Ермашев: "Если б я знал, что делать, я бы тут не сидел".
15 февраля 2017
GONZO
просмотров: 1770
Молодой автор о том, можно ли заработать писательством в Казахстане, сколько стоит издание книги, как ее продавать и о чем писать?
Вам не место в тюрьме. . Необходимая оборона
24 сентября 2016
Azat BUKA
просмотров: 1255
Этот пост не столько о правовых аспектах необходимой обороны как нормы уголовного кодекса, сколько о ее практической стороне в повседневной жизни.

Комментарии

the_stampede
11 Авг 14:03 # ответить
да пусть открывают) Путного, естественно, ничего не выйдет.
Darkhan Omirbek
11 Авг 14:05 # ответить
Абсолютно согласен Бақытжан! Что самое обидное, мы же тоже пытались бороться с маразмом такого формата. Наз за это обозвали "оппозиционерами", потом нас не стали приглашать на официальные собрания с участием ректора, потому что мы задавали очень актуальные вопросы, но руководство казалось, что мы задаем провокационные вопросы. Единственно, была у нас замечательная руководительница факультета Шаукенова Зарема Каукеновна. Так вот, она потом как-то сказала, что поддерживает наши действия и я за это эй благодарен.
NUNU NUNU
11 Авг 14:58 # ответить
На тоях, особенно в аулах, какая-нибудь апашка как начнет свой двухчасовой тост произность - тошно становится. Но все сидят, делают вид, что слушают. Это наша культура или советский маразм?
Бақытжан Бұқарбай   →  NUNU NUNU
11 Авг 15:01 # ответить
NUNU NUNU, Тои - наше все, без них бы сейчас не было всей эстрады :)
Alessya Khalabuzar
12 Авг 00:01 # ответить
Почему в Казахстане оппозиционер - ругательное слово? Это должно быть гордостью стоять в оппозиции к такой отаре!!
Erol Herzer
14 Авг 18:32 # ответить
не путайте причину и следствие - сначала был маразм, а потом Советский Союз, а не наоборот))
Vladimir Techiev
15 Авг 06:40 # ответить
Долго не мог понять какое отношение описанный маразм, потрясшей сознание автора и, очевидно, оставивший неизгладимый маразматический эффект до сей поры, имет к СССР? Первомай был всенародным праздником, люди с удовольствием ходили на парад, стояла прекрасная весенняя погода, знакомые и друзья встречались и продолжали праздник кто как мог. И гармонь была, и домбра. И праздник был всех трудящихся, а не одного Трудящегося. Автор полный олух.
Ержан Сериков   →  Vladimir Techiev
15 Авг 07:49 # ответить
Vladimir Techiev, Ну автору это было нужно, видимо для броского заголовка. Какая разница, что нелогично, и не соответствует реальности? Зато тешит модных националистов нашего времени.
Ержан Сериков   →  Vladimir Techiev
15 Авг 07:55 # ответить
Vladimir Techiev, Суть ведь в том, что указанный маразм - приглашать толпу, неважно, по какому признаку на тои, руководствуясь чистейшим самопиаром - следствие не наследия СССР, а именно собственного менталитета. Немного подло все плохое приписывать кому угодно, только не себе самим.
Ержан Сериков   →  Vladimir Techiev
15 Авг 07:59 # ответить
Хотя, простите, я ошибаюсь. В прошлом у нас горы были из чистого золота, не было разделения на богатых и бедных, лев гулял в обнимку с косулей, каждый второй побеждал на поэтических соревнованиях и основывал индийские династии. Все испортили большевики. Пришли и напортили.
Бақытжан Бұқарбай   →  Ержан Сериков
17 Авг 23:33 # ответить
Ержан Сериков, Не просто напортили, но из-за авантюристкой и тупой политики в начале существования государства чуть ли не уничтожили весь народ. И вы об этом прекрасно знаете.
Бақытжан Бұқарбай   →  Vladimir Techiev
17 Авг 23:28 # ответить
Vladimir Techiev, Смотрю на вашу аватарку и понимаю, что какие бы аргументы я не приводил, вы все равно не поверите. И привычка клеймить других, которой вы страдаете, так присуща продуктам советской пропаганды. Назвав меня олухом, вы перечеркнули всякую надежду на культурную дискуссию с вами, подтвердив ваш диагноз.

Для особо обработанных, таких, как в книге Оруэлла "1984", не спорю, первомай был праздником, но я общался не с героями романа, а с вполне живыми и настоящими людьми, которые жили при СССР.

Давайте тогда возьмем другой пример - "красные уголки". Как патриоту мертвого государства, вам, наверное, они известны. Это "помещение, часть помещения или специальная конструкция (стенд), в каком-либо предприятии или учреждении, отведённые под нужды агитации и политического просвещения" (Википедия). И на эти агитации и просветительские часы народ, как ни странно, ходил без особой охоты и энтузиазма, а скорей затем, чтобы не накликать на себя беду, а то вдруг неравнодушный товарищ настучит любимой партии, а там - выговор перед коллективом, внесение в черный список, лишение партбилета. Приятного вам ностальгирования по маразму.
Vladimir Techiev
19 Авг 08:20 # ответить
Ну, что же вы так обиделись на олуха. Это даже ласково, иначе звать вас надо махровым антисоветчиком. Однако, по существу – вот вторая фраза вашего ответа-прямая цитата “И привычка клеймить других, которой вы страдаете, так присуща продуктам советской пропаганды” Где вы это увидели в моем ответе? Все больше о позитимизме традиционного праздника всех трудящихся. Напротив, весь ваш пост и есть клеймование или как вы там выражаетись сетевые менеджеры и рекламные свистульки брэндирование. Вот вторая цитата, на этот раз первая фраза вашего ответа “Смотрю на вашу аватарку и понимаю, что какие бы аргументы я не приводил, вы все равно не поверите” Вот видите, как вы нашпигованы предрассудками. По умолчанию, знаете ВСЕ. У вас очень богатое воображение и логика лунатика. Опасная комбинация. В Красном уголке можно было найти интересные книги, посидеть и почитать. Я вот ,например, в таком уголке нашел и прочитал 13 том произвидений Сталина. Это самая интересная книга для нашего современника. Рекомендую, как новый вид лекарства – Сталинол.
NUNU NUNU   →  Vladimir Techiev
19 Авг 12:31 # ответить
Vladimir Techiev, в совесткое время действительно было много маразма. Но, следует признать, что и в нынешнее время его немало. И далеко не всегда причина в нашем советском прошлом, мы и нового, современного, родного маразма насоздавали немало.
Faiwer
19 Авг 18:39 # ответить
Вспомнилось "Собачье сердце" и партийные песнопения. Высшей степени идиотизм. Позабавило "В традиционном казахском обществе такое не практиковалось.". Судить о том, что практиковалось, а что нет, я думаю не очень разумно. О таких вещах обычно не любят распространяться, а жить вы традиционном казахском обществе не могли. Я думаю в той или иной степени такое было всегда. Даже в первобытном обществе, наверняка, существовали дебильные ритуалы, когда нужно тупить и смотреть\слушать вождя. А сейчас тоже самое на планёрках в любой крупной компании.
Aibulat Kurumbaev
08 Сент 00:16 # ответить
ну, что ж сказать ...
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2437 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2437', { type: 'blog', node_id: '2437', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });