
Определенно, вы должны начать с себя. Есть ли тема, которая вас тревожит так, что вы скорее умрете, чем не поведаете о ней? Есть о чем рассказать в деталях, то, что наете лучше других? Это далеко не праздные вопросы для любого писателя. Однако вы должны снять все, что придумаете, и потому нет ничего лучше, чем придумать уже существующее. К примеру, нет ничего прекраснее характера из жизни. У вас есть эксцентричный знакомый, работающий где попало, живущий у друзей, собирающийся запатентовать 23 изобретения - пишите о нем сюжет, подгоняйте под свою драму, завершите эффектной катартической концовкой.
Раскрывать единственного героя, являющегося источником всего саспенса и единственным спецэффектом - занятие увлекательное. Там полно неожиданностей, потому что индивидуальность всегда оригинальна, если только вы будете изучать характер и менять свои замыслы, корректируя их с наблюдениями.
Не пишите подробного сценария в случае, если списываете все с героя из действительности.
Составьте синопсис, чтобы все пункты были железные. Эти пять пунктов есть основа драматургии:
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие событий.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Любую историю можно разложить на эти пять пунктов, потренируйтесь на себе - разложите свой вчерашний день по этим пунктам - если получилось, вы драматург. Даже самый скучный бессобытийный день полон событий. Задача драматурга - выявить их и придать им драмы.
Ищите в вашем герое драму. Придумайте, додумайте.
Дайте герою цель. Он должен чего-то хотеть. Если герой не хочет - это очень скучно. Определите цель изначально - чтобы у сюжета с самого начала траектория двигалась к логическому завершению.
Подробные диалоги и сцены могут только обременять в случае безбюджетной съемки с героем, выписанном из жизни (архигероем).
Потому что этот герой никогда не выучит ваш текст, и не надо его насиловать - пусть он произнесет вашу информацию своими словами.
Радуйтесь разрушению сценария, если его разрушает реальность - жизнь подсказывает лучшее решение проблем, если бюджет не в состоянии отразить идеально ваш замысел.
Снимайте и эволюционируйте вместе с героем - не отходя, конечно, от линии тритмента. Если вы понимаете, что архигерой не поступит, как вы написали, а поступит по-своему - позволяйте. Съемки безбюджетного кино с архигероем - езда в незнаемое. И результат должен удивить вас - а значит и зрителя.
Сценарий готов, если у вас есть черновые наброски сцен, пусть и без диалогов.
У вас не будет средств для репетиций - потому не рассчитывайте на сложную актерскую игру и обилие диалогов.
Потому пишите эпизоды так, чтоб люди играли их без напряжения. К примеру, возьмем сцену признания в любви парня и отказ девушки. Сцена-штамп. Чтобы в лицо не бросалась халтура и непрофессионализм, всегда можно изобрести нечто лучше актерского варианта эпизода.
Сделайте этот разговор комичным. Пусть девушка не открывает дверь, и парень орет в подъезде, а сосед по лестничной площадке кричит на него из другой квартиры. В такой ситуации и дилетанту играть признание в любви легче, и ситуация не пахнет штампом.
Так избежать штампов, в общем-то получится везде, если хорошо думать во время съемок. А еще лучше заготовить перед каждым съемочным днем для каждой сцены пару подобных спасительных гегов - и слабая актерская игра может не столь выпирать, как при стандартном сценарии.
Вывод: геги - лучшее орудие против клише и непрофессиональных актеров в безбюджетном кино.
Есть много правил, как писать сценарий, много полезной литературы, и все надо читать.
Особенно касается структуры, потому что о ней я писать не собираюсь - это лучше изучать более серьезно. Здесь затронуты только мелочи, облегчающие киносценарий при отсутствии бюджета.
Итак, по части структуры замечу только то, что лучше избегать больших разрывов во времени. В большом кино нарушение единства времени чревато ослаблением внимания зрителя - но так, как в большом кино сценарии пишут профессионалы - внимание редко теряется.
Ну а нам с вами прерывать действие и уведомлять в титрах "прошел год" - совсем ни к чему.
Зрителя надо держать так называемым детерминизмом действия.
Это идеально совершал Хичкок.
Ключ закатился под крышку люка.
Герой тянет руку и две минуты пытается достать.
Все две минуты мы наблюдаем неотрывно. Это и есть детерминизм действия. В чем уловка? Прежде всего в непрерывности действия.
Не обязательно детерминизм экшена, как в Борне.
Детерминизм может быть и психологическим, как в "12 разгневанных мужчин". Представьте, если в середине мы увидим титр "прошел день". Даже простая склейка, сигнализирующая о прошествии одного дня снимает зрительское внимание.
История не должна терять действия. Даже если проходит время, действие не останавливается.
Придумайте историю так, чтобы ваш архигерой обладал детерминизмом действия убедительным образом.
Пусть на нем висит долг, пусть висит бомба, пусть через час улетает самолет - главное, чтобы зритель не терял нить нарратива.
Потому, по части структуры, конечно, лучше форма новеллы. Не пишите романов. Конечно, если вы способны сохранить детерминизм действия на протяжении нескольких лет, как это сделал "Пианист" - пожалуйста. Помните, режиссура начинается там, где не обрывается действие. Дайте простор для режиссуры в вашем сценарии.
Два парня, впервые вышедшие на гопстоп и ожидающие в подворотне ночного прохожего - такой план можно наблюдать даже 40 секунд, без видимого действия на экране. Это при том, что само избиение зритель не выдержит и 15-ти. С учетом безбюджетности.
Итак, основы сценария для безбюджетного кино - архигерой, геги и детерминизм действия.
Пока что так.