misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 94 гостя

Почему шымкентцы такие?

с нами с 23 февраля 2020

Будучи выходцем из южного региона, меня всегда смущало предвзятое отношение к людям нашего края. С начала я всегда защищал, оправдывал всех своих, потом перестал. Перестал не потому, что согласился, а не видел смысла защищать и спорить.  Однако время от времени начал признавать правдоподобность одного факта: уровень образовательной культуры у среднего шымкентца относительно на низком уровне. Я специально добавил слово «образовательный», так как в плане традиционной культуры все оборачивается наоборот.

Образовательная культура – это прежде всего отношение к получению качественного знания.

В этом отношении, у среднестатистического жителя ЮКО большие проблемы. Безусловно, родители хотят, чтобы их дети получили качественное образование, но они имеют слабое представление о качественном образовании. Для них школьная оценка «5» важнее того, что ребенок понял после пройденных уроков. Не менее важным является наличие диплома, если у молодого человека есть 2 диплома, то он очень умный. А вопрос «как эти дипломы достигнуты мало кого интересуют». Не будет лишним сказать, что и среднее и высшее образование в ЮКО сильно хромает. В условиях сосуществования, преподаватель может давать хорошее знание, если это его призвание и он истинный педагог. Но в южном регионе таких людей остается все меньше и меньше. Я и мои ровесники, наверное, последнее поколение, которое получило нормальное знание у истинных знатоков своего дела. К сожалению, после того как мы закончили школу, все мои любимые преподаватели вышли на пенсию, на их места приходят молодые специалисты, которые в лучшем случае обучались в одном из шымкентских вузов, а многие молодые распространители знания заочно учатся на математика, физика, химика и т.д.

Даже богатые семьи, которые могут себе позволить многое, не всегда уделяют достаточное внимание образованию. Некоторые из них довольствуются тем, что их дитя получают образование в КИМЭПе (или КБТУ) или в одном из зарубежных универов (ведь учится за рубежом это выше всех понтов).

Конечно, там есть адекватные люди, умеющие смотреть далеко в будущее. Так вот они, реально вкладывают средства на обучение своих детей. Понимая безвыходность положении в средних школах и вузах, они ищут репетиторов, разных курсов, записывают своих детей на разные кружки. Но таких людей мало. Жители в основном живут прошлыми ценностями.

Прошлые ценности?

При выборе профессии множество южан хотят поступить на юриста и экономиста, чтобы в перспективе стать акимом или начальником в правоохранительном органе. Связана это с тем, что раньше мы культивировали  чиновников и судей и это сильно повлияло на сознание людей, поэтому «если ты прокурор и начальник налогового комитета ты достиг очень многое в жизни, ты уважаемый человек, ты многое можешь себе позволить». Жители забывают что они, вышеуказанные лица, всего лишь слуги народа, то что они сидят на руководящих должностях не должно давать им привилегий, наоборот это должно давать им огромную ответственность.

Вернемся к теме

Еще одной ошибкой шымкентцов  - это взаимоотношение родителей с детьми в плане образования. Все мы знаем, что маленькие дети очень любопытные, они спрашивают об о всем и сразу. Порой у родителей не хватает сил или знаний отвечать. Каждый не отвеченный вопрос уже формирует отношение к знанию. У ребенка медленно пропадает интерес к знанию. Это уже катастрофа. Не смотря на то, что ребенок перестал спрашивать вопросы, у него осталось нескончаемое количество энергии, которую нужно использовать. Лишенный возможности получать ответы на свои вопросы, ребенок становится шалуном, маленьким «беспредельщиком» (данная проблема хорошо истолкована в одном хорошем индийском фильме под названием «Звездочки на земле»).

Когда родители понимают, что сын растет непослушным, они начинают возмущаться «почему он такой, почему соседний сын другой». Это тоже трагическая ошибка. Нельзя своего сына ругать из за того, что он не такой какой является сын соседа. Подобное сравнение больше раздражает сына. Известный шоумен Турсынбек Кабатов в своей программе «Базар жок» точно описал это явление словами «Жұрттың баласы – это идеальный человек для твоей мамы». Конечно, после таких эмоциональных сравнений, проблема не решается, сын до сих пор непослушный. Родители вдруг решают для себя быть строгими и твердыми. По их мнению это единственный выход из данной ситуации. Выращенный в системе сплошного запрета подросток поступает на высшее учебное заведение и уже живет в городе абсолютно самостоятельно. Он впервые выходит «на свободу». Для него свобода – вольность человека делать все что он захочет и он начинают пробовать все, то что ему «тупо» запрещали, не удосуживаясь объяснить причину «табу». В итоге, курящий, пьющий, одним словом испорченный сын обеспечен.

Прочитав до сюда у вас появляется вполне обоснованный вопрос: Не относятся ли эти проблемы всем жителям Казахстана, а не только представителям юга.  

Мой ответ: да, эти проблемы относятся всем жителям страны, особенно гражданам из провинциальных областей. Разница в том, что последствия этих проблем у нас проявляется больше чем у остальных.

Почему?

  1. ЮКО – это по территории самая маленькая, а по населению самая большая область Казахстана. Противоположная пропорция территории и количества людей, автоматически делает юг страны самым густонаселенным. Поэтому здесь конкуренция очень жесткая и это не та конкуренция, что представляют обеспеченные люди в г. Алматы и Астана. Это конкуренция за выживание.

У среднестатистической шымкентской семьи есть как минимум 3-4 детей, зарплата мизерная или ее вообще нет, ходить на «той» обязательно. В сложившейся ситуации вряд ли родители уделят достаточное внимание детям. Главная задача родителей – это напоить и накормить детей и конечно если есть возможность купить одежду. Этим к сожалению родительская поддержка заканчивается, что очень плохо для культурного и образовательного созревания ребенка.

Для того, чтобы образовательная культура человека была на уровне, человек с юного возраста должен читать книги, газеты и журналы, смотреть новости, ходить по музеям, кинотеатрам, записаться на разные кружки, посетить другие города, общаться с разными людьми и т.д.

Этого к сожалению на юге не хватает.

Есть одно «но»!

Во многих городах, особенно в г. Алматы и Астана наблюдается приток человеческого каптала из ЮКО и этот капитал можно разделить на 2 категории: творческий и физический.

Творческим я отношу журналистов (ведущие, редактора, корреспонденты и т.д.), деятели исскуства (режиссеры, актеры, певцы и т.д.), а также всех тех, которые зарабатывает своим интеллектуальным умом.

Физическим работникам относятся – наши соотечественники в сфере торговли (имеется в виду базары, прилавки) и строительства.

К счастью, у меня очень много знакомых как среди творческих, так и физических работников. Общаясь и разговаривая с ними я понял одну вещь.

Представители обеих категории вносят свою лепту в развитие южного края.

Как?

Большинство рабочих (физических) приехали сюда для заработки. Основную часть своих ежемесячных доходов они отправляют домой, в Шымкент или же собирают деньги для себя и также тратят там на юге. Если предположим, что таких людей по Казахстану 500 тысяч (не важно в Астане или в Алмате или даже в других городах) и каждый из них ежемесячно отправляют домой по 100 тысяч тенге (строители в крупных городах в среднем зарабатывает 200 тысяч тенге) то получается 50 млн. тенге ежемесячно. В год 600 млн. тенге. Это грубый расчет, но тот факт, что физические работники в экономическом смысле приносят прибыль южному региону трудно оспорить.

К чему это я?

Я это к тому, что эти деньги повышают покупательскую способность жителей юга. Теперь когда сын простой семьи из аула каждый месяц отправляет  домой 100 тысяч тенге, родители  делают покупку (на базаре, в магазине, в сервис центре и т.д.) на эти 100 тысяч. В итоге, малый и средний бизнес развивается.

Что это дает в смысле образовательной культуры?

Развитие МСБ означает появление среднего класса, который уже не думает только о хлебе и воде. Среднему классу относятся те люди, у которых есть небольшое сбережение, которые могут себе позволить качественную иномарку с салона, хороший двухэтажный дом и даже ежегодно посещать туристические города мира. Дети выращенные в такой среде уже по другому относятся образованию, ведь они отошли от первобытного мышления (кушать, спать), они увидели мир, новый взгляд.

Что касается творческих людей, они возможно не отправляют столько денег, как физические рабочие. Потому что, к сожалению у нас интеллектуальная и творческая среда зарабатывает меньше чем физические работники, а расходы  у них побольше: встреча с друзьями, одеваться солидно, ходить на кинотеатры и гулять с коллегами по работе и т.д.

Но, они влияют на культуру и общественное самосознание своих родственников, друзей из юга. Живя и работая в другом городе, где они каждый день видят представителей всех регионов, более того, среди них есть специалисты, которые получили образование за рубежом.  В результате их самосознание меняется и они стараются изменить устаревшие взгляды оставшихся южан в Шымкенте. Таким образом, вклад творческих людей заключается в культуре и сознании.

P.S. Некоторые мои сограждане ненавидят и презирают южан за их «культуру» и не стараются понять откуда такая «культура». Я призываю их относиться с пониманием, ведь тоже граждане этой страны, казахи, мусульмане. Единственное что их отличает это их менталитет и мировоззрение, что не является константой и время от времени меняется в хорошем смысле этого слова.

Как это снято: «Москва слезам не верит»
20 февраля 2020
GONZO
просмотров: 95
40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей
Как научить ребёнка ставить цели: от покупки самоката до выбора вуза
20 февраля 2020
GONZO
просмотров: 116, комментариев: 1
Цель — это мечта, к которой знаешь, как идти. Зачем учиться ставить цели с первого класса и как это правильно делать?

Комментарии

Сапар Толеген
06 Июль 18:42 # ответить
все правильно говорите)
NUNU NUNU
09 Июль 11:27 # ответить
Скорее, это они меняют сознание общества. Особенно в Астане.
Tima Abramovich
09 Июль 14:45 # ответить
До абзаца - "Есть одно но!" было норм, читал с интересом. Но потом началась оправдательная и заодно хвалебная речь, бедных и несправедливо угнетенных жителей ЮКО.
Удалён   →  Tima Abramovich
28 Июль 21:19 # ответить
Tima Abramovich, благодарю за оставленный комментарий. Да, вы правы, кое где я пытался оправдать! Я считаю, что это не безосновательно! Я удивляюсь когда жители других городов презирают шымкентцев. Я хотел просто призвать всех отнестисть с пониманием. Ведь, то за то что ненавидят нас, это не генетическое. Каждого ребенка, который родился в ином городе, регионе с первых месяцев расти в Шымкенте, то он станет таким же шымкентцем как другие. Или наоборот, ребенок родившийся в ЮКО, но выросший например в Семипалатинске будет нормальный восточным человеком.
Tima Abramovich
09 Июль 15:14 # ответить
Здесь дело не нехватке хороших и талантливых учителей, или в повальном дефиците времени родителей ЮКО. Скорее проблема в том что "Дети видят, дети повторяют." Годами лелеемый менталитет, повальная ̶х̶и̶т̶р̶о̶ж... хитрость в глазах, и какое то наплевательское отношение к людям. Во всех других регионах "Шешен..." является оскорблением, в ЮКО это норма, даже двое родных братьев могут неоднократно использовать в разговоре между собой!!! И для детей естественно все это становится планкой и примером к которому следует стремится и ровняться, но не дай бог ее перерасти.

In My Humble Opinion ))
Nurzhan Ksebaev
09 Июль 16:20 # ответить
у меня есть родственники-ровесники, которые родились в Алматы и они ни на каплю не похожи на шымкентцов, наоборот их менталитет как у местного горожанина. Хотя их родители вышли из юга. Родители попали в другое общество, посмотрели на жизнь с другой точки зрения! Результат, их дети совсем другие по отношению их двоюродными братьями и сестрами.
Иван Иванов
10 Июль 16:47 # ответить
Когда в гетто селятся ,ничего алматинского нет.
Ахметов Жомарт
14 Июль 15:59 # ответить
сгущают краски. образование послабее, традиции не растеряли, это правда. люди еще хорошие. а в основном, сказки про шымкент рассказывают
the_stampede
22 Июль 13:51 # ответить
Некоторые из них довольствуются тем, что их дитя получают образование в КИМЭПе (или КБТУ) или в одном из зарубежных универов (ведь учится за рубежом это выше всех понтов).ок. ясно. понятно.
Нуржан Абишов
10 Авг 05:42 # ответить
Ненадо ненавидеть шымкентцев, я думаю это неправильно и вообще стыдно должно быть тем казахам кто так думает. Этим самым вы насквозь делите Казахов на части, что вам не хватает разделение по жузам? Правильно говорите Шымкент самая густонаселенная область в Казахстане, видите какие зарплаты, какая конкуренция на выживание у родителей и еще нестыдясь сравниваете с другими областями. Вы наоборрот должны быть благодарны южанам, благодоря им увеличилось приток казахоговорящих в те регионы, где и сами казахи не замечали что они просто напросто забывали родной язык и еще смеют упрекать шымкентцев в слаборазвитии. Хотел бы я посмотреть на вас если бы вы переселились в шымкент с сорока процентным населением братьев узбеков, вы бы поняли эту самую конкуренцию за выживание среди таких вот слоев населения. Казахи родные очьнитесь, ненадо разделять друг друга, самое плохое то что один казах (неважно русскоговрящий или на казахском) говорит другому "ты шымкентец?!" и смеется как будто сам с небес упал. И это делает тот же казах, неговоря уже о другом нации.

г.Туркестан

Нұржан Әбіш
Нуржан Абишов
10 Авг 05:43 # ответить
Наоборот помогайте друг другу, поддерживайте чтобы дальше продолжался приток южан в другие области, и это будет большим вашим вкладом на будущее настоящего Казахстана а не на то общество которое забыло культуру или родной язык. У казахов есть много проблем с другими нациями, ненадо разделяться, поддерживайте друг друга, помогайте, будьте настоящим патриотом своей страны, спокойно исправьте если для данного региона речь или поведение шымкентца раздражает вас, так вы быстро подружитесь и забудете про разделение! Дорогие соотечественники не идите на поводу тех кто хочет разделения казахов на части, а потом любоваться этим в сторонке. Соберитесь с мыслями, измените свое увы уже привыкшее понятие насчет своих братьев и сестер из Шымкента! Мы должны быть патриотом своей страны и за будушее процветание здравого Қазақ елі!

г.Туркестан

Нұржан Әбіш
Удалён   →  Нуржан Абишов
10 Авг 12:29 # ответить
Нуржан Абишов, благодарю за ваше искреннее мнение. Согласен с вами на 100 процентов.
Adema Bakytbekova
17 Авг 19:34 # ответить
У меня лично не самое хорошее впечатление от этих ёжиков
Юрий Буржинский
18 Авг 00:43 # ответить
если на перекрестке машина обошла всех по встречке и встала впереди ,то как правило у нее чимкентские номера ...
назира кадырова
19 Янв 19:18 # ответить
Ненавижу именно шымкентцев из области. Потому что сами горожане-шымкентцы - это люди очень интеллигентные, очень хорошо владеющие тремя языками, грамотные. А вот аульные - это что-то, так что прошу не путать! Ояк-буяк,оля-пяле,аукат, шашык-кеурт-махма-тукым-и проч. Слава Аллаху, по приезду к нам в Целиноград-Астану они сами стыдятся своей речи и говорят по настоящему литературным казахским языком. Они СТЫДЯТСЯ! И не спорьте со мной. Но я благодарна за позитив-именно благодаря южанам у нас появилась тенденция - уступать место в общественном транспорте старшим, спасибо вам, именно аульным южанам! Вот только,прошу, не не надо этих шеше-аке и пр. Это для нас,северян, дико, поверьте... .
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2385 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2385', { type: 'blog', node_id: '2385', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });