misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 90 гостей

Как снять кино без бюджета

с нами с 4 декабря 2013
 
У меня есть немного опыта в том, как снимать партизанское кино - кино без бюджета и студии. Этим опытом и поделюсь.
 
Итак, если Вы собрались делать кино без студии и без денег - прежде всего исключите ненужных людей в группе, которые пришли из любопытства и убегут через пару часов по своим делам. Доверьтесь только двум или даже одному человеку, который сможет быть с вами во время съемок постоянно. 
 
1. Сценарий.
 
Он должен предполагать минимум объектов. Чем меньше персонажей, тем лучше. Герметичность сюжета заключается в новеллистичной форме - то есть, не стоит превращать Вашу работу в роман, ограничьтесь одной линией. Уже в сценарии вы обязаны исключать сцены, содержащие шумные места, трассы города, режимные объекты. Выдумайте стиль, согласно которому все будет происходить в безлюдных местах, как у Бертрана Блие в "Холодных закусках".
 
2. Актеры.
 
Избавляйтесь от лишних героев, потому что каждый лишний герой - лишние траты на такси и обед. К тому же, никогда не знаешь, когда у него случится бунт против бесплатного кино.
Главный актер должен стать фанатиком вашего кино - если нет, он обязательно забудет вчерашнюю кепку, пострижется, уедет в отпуск.
В идеале - один главный актер, а все прочие - эпизодники, которых всегда можно подменить любым прохожим.
 
3. Объекты.
 
Выбирайте объекты прежде всего с возможностью свободного доступа к ним. Чтобы вас неожиданно не выгнали, не стояли над душой и не засекали время - творчество требует сосредоточенности. Если это кабинет, пусть он будет вашим на весь день.
Обязательно наличие тишины. Исключайте объекты близ дорог, на натуре в городе с прохожими и машинами. Звук будет ужасный. Если, конечно, вы не собираетесь дублировать все в студии. Но это - не наш случай.
Объекты - это прежде всего картинка, из которых и будет состоять ваш фильм. Потому они должны объединяться концептуально, художественно.
Пошлое сочетание разных по стилю объектов - первый признак неумелого режиссера. Объекты выбирайте по цветам, по масштабу и настроению фильма. Если по задумке в фильме преобладает определенный тон, ищите места с нужным тоном.
В основном работа режиссера похожа на стезю охотника - вы можете искать нужный объект днями, но правильное место в итоге и определяет стиль.
Объекты могут разрушить целостность картины. Внезапное веселое место у фонтана уводит в сторону ваше мрачное повествование, которое до этого велось в сырых подвалах и мрачных комнатах.
Потому выбрасывайте сцены с одиозными объектами - даже если необходимо, помещайте сцену, задуманную у фонтана в подвал. Как это возможно? Подумайте хорошо, нет ничего невозможного. Целостность - визуальная и стилевая превыше бытовой логики.
Объекты очень важны, потому я уделил много места этому пункту, это главнейшая визуальная материя фильма и потому минимизируйте их, чтобы избежать эклектики изображения. Многие решают вопрос эклектики цветокоррекцией - но поверьте, тотальная цветокоррекция - это последнее дело, виагра для режиссера.
 
Звук.
 
Пишите прямо на камеру, приобретите совместимый микрофон. Тут многое зависит от техники, а я не знаток, но советую брать режиссуру звука на себя - писать вживую, избегать шумных мест, монтируйте звук прямо с изображением.
 
Монтаж.
 
Не буду вдаваться в технические подробности - повторюсь, я не мастак в этих делах и монтирую только по старинке - в адобе.
Снимать дубли - хорошее дело, когда не добились нужного результата. Но снимать на всякий случай с разных ракурсов - дело несерьезное. В Голивуде 40-х снимали именно так: герой проговаривал все на крупном, потом на среднем, потом на общем плане, и все это дублировалось с другой точки.
В итоге фильм делали редакторы монтажа, под диктовку продюсеров.
Если же вы снимаете свое кино, а не то, что потом возникнет на монтаже - продумайте все в раскадровке максимально точно, чтобы потом тратить время на площадке лишь на воплощение замысла, а не на произведение параллельного кино.
При монтаже не останется ненужных альтернатив и вы соберете в итоге то кино, которое задумывали. В идеале, хороший фильм не может рождать монтаж,  монтаж только извлекает сам фильм и не дает ему затеряться в ненужных акцентах.
К примеру, есть и другие моменты, вроде таких, как отсутствие надписей на одежде актеров. Если не уверены в раскадровке, возможно вам придется какие-то планы поворачивать зеркально. Надписи же сразу выдадут этот эффект. Таких деталей очень много, но одно правило важнее других - не надейтесь на спасительную функцию монтажа - рассчитывайте только на раскадровку.
Хотя, у каждого свой метод. Но в случае с безбюджетным кино - у вас нет такой роскоши, как альтернативный монтаж.
 
Стиль
 
Мало кто задумывается, но стиль - центр любого произведения искусства, в кино имеет первоначальное значение, особенно в условиях безбюджетности.
Отсутствие эффектов, декораций, гримера, света возможно превратить в достоинства картины, если вы определите их в стиль.
Можно придерживаться документализма - самый распространенный стиль в артхаусе, снимать нарочито шатающейся камерой, подчеркивать непрофессионализм актеров.
Можно вместо акцентирующего света использовать полное его отсутствие, мягкость освещения. 
Можно игнорировать драматургическую последовательность, стилизуя черновой материал самой жизни.
Все это сработает, если вы изначально, до сценария будете знать, какой стиль предпочли.
Тогда все недостатки вы обратите во благо.
К примеру, "Генри: портрет серийного убийцы" снят с малым бюджетом, отчего в сюжете практически никого, кроме главных героев. Почти документальная хроника жизни маньяка вызывает страх своим правдоподобием - но стиль был придуман от нехватки средств. Даже отсутствие традиционных полицейских в финале критики отметили как авторское видение мира, где нет наказания. Хотя все просто: на униформу у продюсера не нашлось денег.
Так что, перед тем, как снять партизанское кино, думайте о стиле, как о средстве конспирации безбюджетности - и у вас все получится.
 
Дистрибьюция
 
Вот тут вас поджидают проблемы пострашнее площадки. Если вы сняли коммерческое кино - не удивляйтесь, что ни один кинотеатр не возьмет ваш треш. Вы изначально прогадали - даже у малобюджетной "Ведьмы из Блер" был мощный дистрибьютор, который и проложил ей путь на экраны. Есть ли у вас такой?
Если нет, вы снимали для себя и друзей. 
Второй путь - фестивальный.
И вот тут необходима тема. Социальная, серьезная, умная. Фестивали тоже работают через дистрибьюторов, там свой бизнес, но пробиться туда без денег возможно, в отличие от коммерческого кино.
Если вы снимали для фестивалей, то фильм ваш в идеале должен обладать оригинальной формой и социально значимым содержанием. Иными словами, вы не развлекаете зрителя, а провоцируете его на мысли.
 
Такова природа "Партизанского Кино", другим оно не бывает.
 
8 привычек счастливых людей
23 февраля 2020
GONZO
просмотров: 37
Никто не становится счастливым случайно
«Герой — это самое интересное, за чем можно наблюдать»
23 февраля 2020
GONZO
просмотров: 35
На Первом канале стартовал сериал «Триггер» о провокативной психологии

Комментарии

Gulshat Abdraim-Zadorozhneva
04 Июль 10:47 # ответить
Адильхан, привет. Отличная статья, спасибо. Какой примерный максимальный размер затрат "партизанского кино" Когда оно перестает быть "партизанским"?
Адильхан Ержанов   →  Gulshat Abdraim-Zadorozhneva
04 Июль 10:56 # ответить
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva, Привет! Максимальный - расходы на еду и транспорт. И если повезет, то кому-то на гонорар, чтоб не сбегали.)) Никто точно не подсчитывал бюджеты такого кино, но я думаю, сейчас этот максимум - 10 тысяч долл, а если выше - уже не партизанщина.
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva   →  Адильхан Ержанов
04 Июль 11:06 # ответить
Адильхан Ержанов, в твоей фильмографии режиссера есть партизанское кино?
Адильхан Ержанов   →  Gulshat Abdraim-Zadorozhneva
04 Июль 11:07 # ответить
Больше, чем хотелось бы))
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva   →  Адильхан Ержанов
04 Июль 11:16 # ответить
Адильхан Ержанов, мне бы не хотелось называть твои фильмы "партизанскими". Те же твои "Риэлторы" - большая картина. Я о том, что потенциал создателей и максимальное использование личных ресурсов каждого - не имеет ни стоимости, ни размера. Мне нравится то, о чем ты пишешь. Кино так и должно жить. А наличие крутотехники и многосвета абсолютно не означает, что можно снимать фильм
Адильхан Ержанов   →  Gulshat Abdraim-Zadorozhneva
04 Июль 11:22 # ответить
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva, Да я не против бюджета, просто мне его никогда теперь не дадут. В этой ситуации либо соглашаться на заказ, и снимать про райскую Астану, либо снимать самому, пусть и без денег.
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva   →  Адильхан Ержанов
04 Июль 11:34 # ответить
Адильхан Ержанов, "дадут"/"не дадут" - странный подход, если честно. Не зацикливайся и не держи ни на кого зла. Этот фильм был, он есть и будет. Не главное ли? За это тоже можно поблагодарить, считаю. Немного ушли от темы поста. Я хотела сказать, что то, о чем ты пишешь, максимально должно быть использовано в создании даже самого многомиллионного фильма.
Адильхан Ержанов   →  Gulshat Abdraim-Zadorozhneva
04 Июль 11:36 # ответить
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva, Это не странный подход. Сытый голодного не разумеет))
Gulshat Abdraim-Zadorozhneva   →  Адильхан Ержанов
04 Июль 11:44 # ответить
Адильхан Ержанов, я совсем не хотела тебя обидеть.. Прости. Как-то ты говорил, что кино должно сниматься "на голодный желудок". Видимо, все-таки не должно. А сейчас ты голоден своей душой больше, чем желудком. Нет?
Tolegen BAITUKENOV
04 Июль 11:10 # ответить
Получается, все, что снимал до этой поры, тоже партизанское кино? ))))
Адильхан Ержанов   →  Tolegen BAITUKENOV
04 Июль 11:24 # ответить
Tolegen Baitukenov, Нет. Только "Строители" и "Каратас". А "Хозяева" с бюджетом, но его было в разы меньше, чем у прочей продукции Казахфильма. Я никогда искусственно бюджеты не расширял и не пилил.
Karlygash Ilyasova-Bulanbayeva
04 Июль 20:40 # ответить
Сто лет ждала такого учебного пособия.
Ербол Жумагул
05 Июль 01:13 # ответить
Все верно, Адильхан! Сам снимаю фильм "Хронос", тема фестивальная, вкратце я тебе сегодня рассказал при встрече. Те же самые мысли. Только и думаю о том, чтобы минимизировать объекты и бюджет. Бюджета вообще нет. Чай в термосе и я с оператором и звукачом в одном лице. Приходится самому играть в главной роли =))) Пока сняли 4 локации. Зимой надеюсь добить. Молодец, что делишься опытом.
Адильхан Ержанов   →  Ербол Жумагул
05 Июль 01:29 # ответить
Ербол Жумагул, Ербол Жумагул, При таком методе налегке и рождается стиль, который потом совершенствуется в бюджетной постановке, что вообще полезно, похоже на инициацию режиссера! Присоединяйся к Партизанскому Кино, ждем твоей картины!
Ербол Жумагул
05 Июль 02:09 # ответить
Ну, я сегодня уже присоединился =))
Айбек Кудабаев
05 Июль 07:14 # ответить
А не лучше ли создать реальное кинодвижение или ассоциацию, объединившись между собой (я знаю как минимум 10 талантливых режиссеров, чьи сценарии не утверждают по причине цензуры, политики Казахфильма) и постараться привлечь к себе внимание властей и публики с целью лоббирования конкретных интересов - например, создание фондов кино, киносообществ, хоть какой-то альтернативы Казахфильму и Союзу кинематографистов. Почему все наши режиссеры, даже молодые так разрознены. Ваше так называемое партизанское кино давным-давно уже снимают, и многие даже образованные режиссеры, выпускники Амиркулова, например. Когда деньги были, вы снимали, а теперь нет - встали против киностудии. Правильнее было бы отстаивать свои права и требовать изменений, вершить их собственноручно. Годар, Вендерс снимают безбюджетное кино до сих пор и вовсе не потому, что им не дают денег. И они не называют себя партизанами, хотя в свое молодое время они выходили на улицы и кричали о кинематографе, устраивали митинги и писали манифесты, отстаивалили синематеку в конце концов. Сегодня кинодостояние народа могут отдать в частные руки, лишь депутаты выражают протест, а молодые киношники уходят в сторону какого-то партизанского кино. Смешно и горестно одновременно.
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
05 Июль 11:50 # ответить
Айбек Кудабаев,

Конечно, мне на кино нужны деньги, и единственный источник - казахфильм. Если он не дает - путь снимать кино - самостоятельный. Вы обвиняете меня в этом?

В чем суть обвинений - что я посмел покуситься на священную корову, что не воюю с государством и не пишу петиций?

Я действую так, как мне выгодно, я должен снимать всегда - если без денег, то без денег.

Да, после Жургеновки я снял 5 фильмов, за 5 лет, 2 на казахфильме, один на грант сороса, и два своими силами. Я поступаю честно - не ворую и не пишу доносов, все делаю открыто - в чем вы меня обвиняете?
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
05 Июль 11:56 # ответить
Айбек Кудабаев, Партизанское Кино - это только я и пустые мечты. Думаете, кто-то поддерживает? Есть настоящее движение? У нас полно таких интеллектуалов как вы, вот они меня и поддерживают добрыми словами. С кем делать революцию? У вас же изначальная потребность задавить и обвинить даже того единственного человека, который просто пишет открыто. Нет, забудьте о Партизанском Кино, пусть оно вас не нервирует - это мое личное дело. Жизнь продолжается, никто вашу конформистскую реальность не тревожит.
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
05 Июль 13:38 # ответить
Айбек Кудабаев, В европе вообще такого атавизма нет, как единственная госстудия на всю страну. У них государство поддерживает через вариативную фондовую систему. И Вендерс, и Годар питаются за счет нее.

Я всегда снимал социальное кино, и с бюджетом, и без. Я внезапно не поменял свое мировоззрение. Не превращайте бюджет в фетиш. Дело в фильмах. Если нам уже никак не светит снимать свое кино с бюджетом, давайте снимать без денег. И называть это формой протеста. Если за - снимайте. Если нет - не снимайте.

Вы не можете меня обвинить, даже при желании, что я бунтую, только когда не дают денег. Все мои фильмы появлялись со скрипом. Если есть факты - бросайте их, обвиняйте конкретно по пунктам и по фактам. Жду.
Айбек Кудабаев
05 Июль 19:06 # ответить
Простите, если я был так резок и категоричен ко всем, но я не ставил целью этого отзыва задавить и обвинить в этом вас. Я просто не вижу такую форму протеста (снимать безбюджетное кино) в будущем продуктивной. Конечно, очень важно и круто, что кто-то наконец решил объединиться и объявить войну лжи и цензуре кино, но каковы реальные шаги? Просто снимать кино (социальным оно будет, правдивым, это даже не обсуждается) без бюджета? Его ведь итак снимают. Вы говорите об атавизме, так давайте бороться с ним. К примеру, в 2011 году некоторому сгустку молодых людей удалось создать независимую ассоциацию молодых предпринимателей, которая сегодня реально действует.Молодые предприниматели тесно взаимодействуют между собой, открывают и осваивают новые рынки, обмениваются опытом и совместно решают поставленные задачи.
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
05 Июль 22:30 # ответить
Айбек Кудабаев, Ваши идеи очень конструктивны. Я не очень понимаю, что касается движения и его структуры, у меня есть просто чувство идеи, и все. Но этого мало. Авторства у Партизанского Кино за нами нет, это, как мне кажется, аккумулировалось поколениями. Наши идеи не воспринимают всерьез, потому что это не является пока массовым явлением, волной. Действительно, для эффективности движения необходимы реальные действия. Мой мейл [email protected], у меня есть соображения по этому поводу, и у вас есть, мы можем продолжить диалог по почте.
Айбек Кудабаев
05 Июль 19:06 # ответить
Я уже не раз в интернете наталкиваюсь на статьи с весточкой, что у нас объявилось "Партизанское кино". Но нигде не увидел конкретных задач и конструктивных шагов, короче говоря, каков план, к чему стремитесь? Мое обвинение (жаль, что вы именно так восприняли сей отзыв) именно в неясности ваших побуждений. Я понял лишь, что вы хотите снимать честное кино без бюджета. Этого в душе хочет каждый честный художник. Да, я ЗА честное кино и только, но разве теперь я обязательно должен буду снимать его без бюджета? Если нет, то вы отнесете его к буржуазному? Интересно, что вы, более-менее состоявшееся режиссеры, так громко заявляете о своей ненависти к буржуазному кино, хотя свое кино, что вы снимали раньше, таковым не считаете.
Айбек Кудабаев
05 Июль 19:40 # ответить
В общем же, я на самом деле рад, что появилось хоть какое-то движение и объединение в кино. И Бог вам в помочь. Надеюсь, что ваши амбиции найдут себя в делах. Быть может, вы из тех, о ком Брессон сказал: "Будущее кинематографа принадлежит новой расе юных одиночек, которые вложат в съемки свои последние су, избежав опасности быть “смолотыми” машиной профессиональной рутины".
Айбек Кудабаев
05 Июль 20:02 # ответить
Недавно мы с другом присутствовали на одной конференции, устроенной британским посольством - была неформальная встреча с Кристин Бардсли - советником по кино (Британский Совет) и Дэбби Ландер - директором ENCOUNTERS FILM FESTIVAL, (Бристоль, Великобритания). На этой встрече мы постарались выявить все минусы и потребности современного казахстанского кино. Также мы постоянно возвращались к атавизму нашего кино, цензуре, взяточничеству и т.д.. В итоге мы выписали ряд задач и потребностей, которые по нашему мнению необходимы на сегодняшний день для развития и вообще появления независимого молодого кино.
Айбек Кудабаев
05 Июль 20:03 # ответить
Вот примерно так...

Список потребностей для развития молодого независимого кинематографа Казахстана:

1. Создание сообщества (ассоциации) из молодых профессиональных практиков в области кино, которые могли бы помочь обмениваться опытом и помощью. Сообщество, которое помогло бы обрести уверенность молодым кинематографистам.

2. Создание каталога трудовых и технических ресурсов в области кино по всему Казахстану

3. Консалтинг в сфере фандрейзинга (сбора средств)

4. Создание широких международных связей в пределах и за пределами стран бывшего СНГ

5. Создание площадки для питчингов

6. Создание казахстанского фестиваля независимого кино

7. Поддержка и развитие качественного жанрового и артхаусного кино

8. «Роуд шоу» для демонстрации, поиска и поддержки молодых кинематографистов по всему Казахстану

9. Лобби в правительстве для предоставления фонда для финансирования поддержки и профессионального развития молодых кинематографистов. Например:

- Обучение предпринимательским навыкам

- Доступ к низкой стоимости студий и ресурсов

- Мастер-классы от международных и локальных профессионалов кино
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
05 Июль 22:34 # ответить
Айбек Кудабаев, Замечательно, можно добавить и создание фонда поддержки независимого кино - с независимой экспертной комиссией - и это действительно программа Партизанского Кино. Вполне вероятно это развить и предложить.
Айбек Кудабаев
06 Июль 12:13 # ответить
на facebook есть группа, в которой молодым кинематографистам можно контактировать, также планируются некоторые мероприятия и встречи. Присоединяйтесь, Адильхан. https://www.facebook.com/groups/314615065374030/
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
06 Июль 12:32 # ответить
Айбек Кудабаев, То есть продолжить все это в соцсетях? Я-то думал, вы с предложением. Нет, меня нет в ФБ, извините.
Айбек Кудабаев   →  Адильхан Ержанов
06 Июль 12:48 # ответить
Эта группа только первый шаг, возможно, к созданию киносообщества. Предложений много, но для этого нужны люди. За одним никто не пойдет, не услышит, для конкретных действий необходимо сообщество, организация. При чем тут соцсети, это только один из способов связи, общения. Если бы ни этот сайт, мы бы с Вами, сейчас вообще не обменивались мнениями, верно? Но можно встретиться, если действительно хотите что-то обсудить. Группа лишь помогает информировать тех самых людей, кому не все равно. Остальное - ваше личное отношение, ваше дело.
Адильхан Ержанов   →  Айбек Кудабаев
06 Июль 14:03 # ответить
Айбек Кудабаев, Есть люди, которые могут помочь с организацией площадок и показов, советами - я бы хотел с ними вас свести. Но это не публичный разговор, конечно.
Казакша кино Казакша кино
05 Июнь 19:02 # ответить
Мен кино тусиргим келеди 87472216724
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2380 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2380', { type: 'blog', node_id: '2380', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });