НЕ ВЕРЮ!
- Ты прикалываешься? Казахское инди??? Да знаю я таких «модных музыкантов»! Забашлял паблику Indie Music, вот и висит его клип в топе. За бабки сейчас все можно.
- Вот ты разоблачитель херов! Сказать, как он туда попал? Наш музред Даник им закинул, а Данику я показал. Думаешь, Hit TV за свой счет занимается промоушном казахских певцов на русских пабликах?
- Ну, и пох! Все равно песня не его. Сто пудов заказал кому-то! Или сп…ил.
- Почему, по-твоему, он сам не мог ее написать? Ничо, что он несколько лет делал треки разным нашим попсовикам.
- Нее, не может быть. Не верю…
… Это диалог произошел между мной и человеком, мягко говоря, удивившимся, что кто-то из Казахстана смог сделать нечто, выпадающее из убогого отечественного звукового ряда. Действительно по началу Галымжан имел черты какого-то нереального персонажа. Возник непонятно откуда. Никто его толком не знал, ни в одной тусовке он не встречался. И вдруг – ррраз! – чувак выдал нечто, доселе для наших степей невиданное. Синти-поп со стилизованным под сельский винтаж клипом.
Причем синти-поп не на английском, русском или каком-нибудь шведском. А на нашем, государственном. С какого перепугу? Когда самые востребованные песни на государственном сейчас сплошь про столицу, Родину и малую родину ноль-ноль-первого. Ну, это не считая плачевных гимнов любви от не менее плачевных исполнителей, которые поняли, что их время пришло, и вместо столовок теперь можно выступать в концертных залах. Столовые, конечно, пока тоже никто не отменял. Но о них как-нибудь в следующий раз.
А пока еще одно отступление. Довольно незавидна роль музыкального обозревателя, да и просто меломана в Казахстане. Когда слушать ИЗ СВОИХ особо не кого.
Всевозможные Заслуженные живут отдельной жизнью. Зачем им изобретать велосипеды, записывать прорывные альбомы, когда и так на торжества зовут? Слышали, кстати, куда подалась одна из некогда экспортных гордостей казахстанской эстрады – группа «Мюзикола»? Последнее их творение – альбом «Огонек» - очень душевный такой, не напрягающий шансон. Почувствуй разницу.
Той-сцена (сам только что придумал термин и сам усмехнулся – бред какой-то!) живет по своим законам, согласно которым никакая прогрессивность там на дух не нужна. Хотя Бейбуту Коргану, видимо, в школьные годы кассета с техно в руки попадала.
Вся надежда на молодежь. Но фиг! Это или подвальные рокеры-рэперы, или не менее малообразованные певуны-певички, которые кроме Бейонсе, Кристины Агилеры и, за редким исключением, Boyz II Men ничего не слышали. Лезут на сцену как зомби, а за душой ничего нет.
И вдруг, когда появляется кто-то самодостаточный, кому есть, что сказать и даже показать, то за него хватаешься обеими руками. И тут главное не разочароваться…
В ШЫМКЕНТ ЗА СИНТИ-ПОПОМ
Все же в курсе, каким образом уроженец Кызылординской области Галымжан Молданазар произвел мини-фурор в стране и за ее пределами буквально за полтора месяца? О нем написали несколько отечественных и российских сетевых изданий. Его уже зовут на гастроли в Москву, Казань и далее.
Для такой межгосударственной славы парню всего-то нужно было снять клип за 200 баксов в Шымкенте. Повесил видос на YouTube, и готово – проснулся знаменитым!
А, ну, конечно! Кроме этого, он действительно сам написал эту самую «Акпен бiрге», аранжировал ее, как никто у нас до этого не делал аранжировки. Был сценаристом и режиссером клипа. А заодно подобрал костюмы, делал мейк-ап актерам, занимался пост-продакшном видео. Ну и еще. Несколько лет до этого сидел в студии и писал песни для других. И слушал, много-много слушал. Кстати, мне всегда было интересно, а что слушают наши эти..., как их…, эмм…, артисты, которые выходят на сцену со своей псевдо-музыкой?
Так вот, наслушавшись в своих краях брит-попа (нормальная такая кызылординская народная музыка), он приехал завоевывать (или окультуривать?) Алматы. Культурная столица, а с ней и другие населенные пункты нескольких стран, пали спустя семь лет. Уж не знаю, каким в тех краях гептилом удобрена земля, но я знаком с еще парой кызылординцев, обладающих отличным вкусом и нетривиальными музыкальными способностями. Один из них – Батырхан Шукенов, исполнитель, регулярно доказывающий, что он музыкант, что называется, от Бога. Второй – мой товарищ Тима Балу, писавший, к примеру, песни канувшему в Лету чуть ли не единственному местному англоязычному коллективу Some Toir.
При первом прослушивании галымжановской «Акпен бiрге», признаться, мне показалось, что чего-то не хватает в аранжировке. Да и с голосом можно было бы поработать. И в клипе есть недочеты. Но нас-то таких знатоков, которые в курсе, как делать синти-поп на казахском – хоть отбавляй!))) В общем, спустя пару часов, я позвал незнакомого на тот момент парня к нам на канал, на одно из первых в его жизни интервью. И там-то я понял, насколько важные вещи происходят сейчас. Во всяком случае, я верю, что они происходят.
Сейчас еще рано говорить о феномене Галымжана. Все-таки я не сторонник судить об исполнителе по одной удачной вещи. Как и по одной неудачной. Но вот, что главное. Главное, что парень показал всем прочим пацанам из Кызылординской, Алматинской, Павлодарской областей и прочих ебеней, что, если долго мучится, то что-нибудь получится. Можно посвящать себя актуальной музыке (искусству, литературе и т.д.), даже если ты родился не в Англии, Германии или США. И на широкую публику ты можешь выйти не только при наличии спонсорских денег. Говорю, пожалуй, банальности. Но только так все и работает. Ах, да, забыл про талант упомянуть))). А заодно про вкус и багаж.
БЕЗ МЗДЫ
И сейчас, внимание, коммерческая тайна. Верней, она совсем некоммерческая. В смысле, бабло тут не участвует. Вообще.
Как правило, на канале, где я работаю, отечественные исполнители ротируются за деньги. Ну, так повелось задолго до моего прихода. И можете даже не писать в комментах, мол, мздоимцы, зажимаете отечественных талантов. Ибо сейчас не об этом.
Через короткое время после того интервью Галымжан вновь появился на канале. Причем он принес на ротацию не свой клип, а видео Айбека Байназарова – исполнителя, которому он пишет песни и снимает клипы. То есть продюсирует в музыкальном смысле этого слова.
Речи о ротации «Акпен бiрге» не было вообще. И тут я понимаю, что-то тут не так. Страна должна знать своего героя, даже несмотря на то, что у него нет денег на самопромоушн.
Подобрав слова, я пошел к начальству примерно с таким месседжем: «Это реальный казахстанский уникум. Мы не должны его упустить». Благо, оказалось, что Инна Владимировна плотно сидит на Depeche Mode, и гудение синтезаторов и гитар образца 80-х годов для нее не пустой звук. В общем, впервые с момента моей работы на канале казахстанский клип попал в эфир совершенно бесплатно.
Мы решили, что не будем афишировать этот факт, дабы не начались обиды со стороны прочих отечественных деятелей масс-культуры, которые чехлятся по полной программе. Но пусть простит меня моя начальница, сегодня я проболтался. Ибо считаю, что этот эпизод показателен. И произошел он благодаря тому, что Галымжан действительно талантлив и для Казахстана пока уникален. Даже без спонсоров и покровителей его творчество цепляет людей разных возрастов и наций. Были бы 200 баксов и YouTube…
PS. За кадром этого повествования осталось много чего. Прерванная после первого курса учеба в Жургеневке. Совсем не звездная скромность Галымжана. Наша поездка к нему в дом за отелем Royal Tulip. Хэллоуин-вечеринка от AB Restaurants, где почти все знали его, а он почти никого. Очередь в «Чукотку» на его первый сольный концерт. Поиск администратора. Сложности с тем, чтобы собрать живую банду для внезапно свалившихся гастролей. Ну, и рождение сына.
…Кстати, вполне возможно, что Молданазар не самый талантливый казахский инди-артист. И, возможно, его карьера не будет столь яркой, как нам хотелось бы.
Но он первый. А первых у нас в стране, вроде, как-то особо почитают.