misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 72 гостя

Живопись от дилетанта. Часть вторая: О, женщины

с нами с 26 марта 2013
 
Живопись от дилетанта. Часть вторая, женщины 
 
Первую часть своей профанской историии живописи я полностью посвятил одной картине Леонардо да Винчи, поскольку она, как известно, заслуживает целые тома исследований. Теперь можно и ускориться — вторая часть моей франшизы посвящена женским образам в истории искусства. Без да Винчи, конечно, тоже не обошлось, но его будет мало. Верьте мне. 
 
В средневековье основным трендом в женской портретной традиции была Мадонна — вот она сидит с младенцем Иисусом, вот она опять сидит с младенцем Иисусом, и снова сидит с ним, и так до бесконечности. При этом восседала Богоматерь по обыкновению на царском престоле, сверху на нее падал сноп света, а маленький спаситель человечества всем своим видом напоминал серьезного агашку, уже понявшего, зачем он пришел в эту юдоль слез, и трезво готовящегося к неминуемому. Исторической правде это не очень соответствовало (ну если можно говорить о правде в контексте Священного Писания, ибо известно, что не восседала на престоле Мария, родив сына), зато с пафосом и принуждением паствы к смирению все было замечательно. 
 
Чтобы показать святость персон, художники отделяли сакральных личностей от простых ореолами над головами. Причем ореолы эти были в виде непрозрачных  сплошных блинов. Типа спутниковых тарелок: хеллоу, я на одной волне с Господом! (шутка). Мадонны при этом явно позировали, и показывали Христа в демонстрационном, более подходящем для манекена режиме: смотрите, кто пришел. Вау! 
 
Леонардо да Винчи разобрал незыблемый образ Мадонны на кусочки. Во-первых, именно он превратил тарелки над головами в тонкие, едва заметные сияющие обручи, которые мы до сих пор воспринимаем как должное. Во-вторых, он лишил героиню напускной торжественности, сохранив ее Божественное призвание — если у средневековых художников Мадонна есть царица небесная, то у Леонардо она становится земной матерью. Играет с ребенком, улыбается, и вообще, как говорится, не понтит. 
 
Следующий шаг в трактовке образа сделал Рафаэль. Его «Сикстинская Мадонна» не улыбается, не машет. Картина гениально сделана: пирамидальные композиция полотна (заимствованная, видимо, у да Винчи) выстроена так, что создается ощущение, будто Мария с младенцем нисходит с небес прямо к зрителю. То есть в грешный мир. Святой Стикст перстом указывает ей дорогу. Лицо Марии преисполнено трагизма - она не хочет к нам, потому что знает, какая судьба уготована младенцу. И все же она идет, и готова отдать миру самое дорогое, что у нее есть, ибо нам не выжить без него. 
 
Хотите вы того или нет, но ваш взгляд постоянно будет возвращаться к глазам Марии - и всегда (во всяком случае, так это происходит у меня, и кстати, так же было с русскими интеллигентами 19 века) заставлять терзаться чувством вины. Ведь она отдает нам самое дорогое, что у нас есть. А что мы можем дать ей взамен? 
 
Поскольку дуализм есть продукт двойного разделения мира на божественное и инфернальное, постольку Мадонне сопутствовал второй женский лик — Венера. Одна святая, другая грешная. Одна чистая, другая чувственная — роднит их только то, что обе они создания Божьи. Именно об этом «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли — картина, женская фигура с которой давно стала самым цитируемым женским образом во Вселенной. Его можно найти везде, от упаковок косметики до авиалиний. При этом фигура сама по себе анатомически неверна — ни плечей таких, ни рук, ни шеи в природе не существует, поскольку в реальном воплощении это была бы конкретная такая аномалия. Но Боттичелли не интересует правда жизни, или реализм — его интересует, как вписать Венеру, а следовательно человека вообще, в мироздание, не нарушив гармонии ни пейзажной, ни условно-анатомической. Сделай Сандро Венеру похожей на обычных женщин, и мы бы получили картину с дородной теткой посередине. А так она неправильная, но гармоничная. Иногда сладкая ложь лучше беспощадной правды, особенно если она правда и есть. 
 
А вот «Спящая Венера» Джорджоне — тоже обобщение, но от противного. Если Боттичелли вписывал Венеру в контекст, то Джорджоне подстраивает контекст под героиню. Причем натурально — на полотне явно солирует дама, а природа играет ей аккомпанемент. Тоже гармония, но иного толка, - это антроцентричная гармония, здесь человек царь зверей и вообще вершина мироздания, а женщина вершина человечества, let it be.
Так, в общем, и было, пока Эдуар Мане не притаранил на Парижский салон 1865 года свою «Олимпию» - Венеру на новом эволюционном витке. Скандал, шум, гам, тухлые яйца — а ведь Мане ничего такого, по современным меркам и не сделал. По современным да, а тогда это был жуткий выпендреж. Предтеча феминизма.
 
Женщина из прекрасного, но покорного и подчиненного создания вдруг стала самостоятельной. Независимой стала. Она смотрит на зрителя не с тревогой, благовением или умилением, а с вызовом. Она считает себя за равную мужчинам, она спрашивает, что мужчина может ей дать (а не что она ему даст, ну вы поняли, о чем я). Она окружена мужским вниманием, но прекрасно прожила бы и без него, потому что она самодостаточна. 
И наконец, она знает себе цену. 
 
В общем, плохая, нехорошая картина. 
Как это снято: «Москва слезам не верит»
20 февраля 2020
GONZO
просмотров: 44
40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей
Как научить ребёнка ставить цели: от покупки самоката до выбора вуза
20 февраля 2020
GONZO
просмотров: 54, комментариев: 1
Цель — это мечта, к которой знаешь, как идти. Зачем учиться ставить цели с первого класса и как это правильно делать?

Комментарии

Мольдер Айдаш
25 Июль 14:32 # ответить
Видела только "Сикстинскую Мадонну" в Дрездене. Красивая.

Почему у ОЛимпии нет сосков?
Xaotica
29 Июль 02:39 # ответить
Спасибо! Познавательно. И смешно : )
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_1232 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_1232', { type: 'blog', node_id: '1232', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });