misc/class
lib/jquery_pnotify, lib/moment, lib/lodash, misc/notification, misc/social, site/engine
$._social.__cfg = {"init":[{"service":"basic"},{"fb_app_id":"556076531075995","service":"fb"},{"vk_app_id":"3235940","service":"vk"},{"service":"twi"}],"like":[{"service":"fb"},{"service":"vk"},{"via":"GonzoKZ","channel":"GonzoKZ","hash_tag":"","service":"twi"}],"twi":{"like_count":"vertical"},"fb":{"like_layout":"box_count"},"vk":{"like_type":"vertical","like_fixed":true}}; window._SiteEngine = new classes.SiteEngine( { user_id: 0, controller: 'Blog', action: 'page', content_css_version: '1432482607', social_enabled: 1, custom: []} ); (function($){ var GA_ID = "UA-36321844-1"; function gaTrackPageview() { var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); var src = gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js"; $.getScript(src, function(data, textStatus) { var tracker = _gat._getTracker(GA_ID); tracker._trackPageview(); }); } $(document).ready(function() { gaTrackPageview(); }); })(jQuery);
Интернет-журнал «Культура и общество»
Войти через:
Комментарии
Лучшие посты
По комментариям
По просмотрам
С нами
Сейчас online
А также 88 гостей

Андрей Чеботарёв: «Вряд ли транзит власти пройдет естественно и спокойно»

с нами с 1 февраля 2015

В марте этого года директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», известный политолог Андрей Чеботарев презентовал книгу «Политическая мысль суверенного Казахстана: динамика, идеи, оценки». В монографии отмечены итоги развития идей государственного строительства, линии деятельности общественно-политических организаций и многое др. По следам книги мы решили побеседовать с автором и проанализировать политическую мысль Казахстана за годы независимости.

- Андрей Евгеньевич, одной из причин возникновения социальных взрывов и других проблем в обществе принято считать отсутствие государственной идеологии. Так ли это на самом деле? Почему для себя Казахстан четко не обозначил свою национальную идею/идеологию?

- У нас нет идеологии в том виде, как, например, это было в советское время. Конституция РК провозглашает идеологическое и политическое многообразие. Плюс у нас неоднородное общество, разделенное по социальным, этническим, языковым, религиозным и прочим признакам. В связи с этим наблюдается наличие большого количества всевозможных ценностей, идей, верований и принципов, которыми руководствуются в своей жизнедеятельности отдельные лица или группы граждан. Однако в этих условиях весьма затруднительно формирование общей для всех казахстанцев идеи или системы ценностей. Кстати, в развитых зарубежных странах единой и официальной идеологии вообще нет. Но в то же время здесь есть общие ценности и принципы, которых в  равной мере придерживаются государство и граждане. Мы же еще к такому уровню не пришли.

В Казахстане в рамках официальной идеологии и пропаганды очень много говорится, в частности, о политической стабильности, межнациональном согласии, религиозной толерантности, национальном единстве и консолидации общества. Все это находит свое отражение в ежегодных Посланиях и различных выступлениях Президента страны, а также во всевозможных концепциях, государственных программах и иных документах. Но вместе с тем многое из отраженного там не находит своего практического воплощения. К тому же соответствующие идеологические концепты и отражающие их документы очень часто меняются, не успев закрепиться ни в общественном восприятии, ни на официальном уровне. Например, в 2012 году Глава государства провозгласил создание «Общества Всеобщего Труда». А в 2014 году он поручил разработать патриотический акт «Мәңгілік Ел». При этом не озвучены ключевые контуры и конкретные сроки подготовки данного документа. В результате всего этого указанные концепты постепенно обесцениваются и для общества, и для самой власти. Серьезные расхождения среди казахстанцев в отношениях и оценках к процессам в Украине лишний раз продемонстрировали имеющий место в нашем обществе ценностный «разлом». И это речь идет о другой стране. Что говорить в таком случае об актуальных вопросах для самого Казахстана и его населения? Такое ощущение, что государство и общество, с одной стороны, и разные слои и группы самого общества, с другой стороны, живут в разных измерениях по своим принципам и понятиям. Поэтому тема создания и продвижения если не национальной идеи, то хотя бы системы базовых и устойчивых ценностей остается актуальной. И в этом процессе недостаточно только участия одного государства. Неравнодушным гражданам и институтам гражданского общества следует самим активно включаться сюда и предлагать свое видение.

В своей книге вы рассказывали о нереализованных альтернативных идеях, которые выдвигались различными политическими акторами на заре независимости. Как вы считаете, почему в то время эти идеи не получили развития? Имеют ли они второй шанс уже в наши дни? 

- В своем большинстве данные идеи посвящены необходимости проведения политических реформ либерально-демократического характера. Свои взгляды по этому поводу в разное время предлагали, например, Социалистическая партия Казахстана, объединение «Правовое развитие Казахстана», движение «Азамат», Республиканская народная партия Казахстана, движение «Демократический выбор Казахстана», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Блок демократических сил «За справедливый Казахстан» и т.д. В основном это касалось установления полноценного баланса между тремя ветвями государственной власти, усиления парламента и маслихатов, подотчетности исполнительных органов власти перед представительными органами и обществом в целом, введения местного самоуправления, расширения роли политических партий в управлении государством и т.д. Государство же строило под себя, а точнее – под действующего Президента, централизованную систему. К тому же объективные факторы развития Казахстана в 1990-х гг. подтверждали правоту выдвинутого президентом РК Нурсултаном Назарбаевым тезиса «Сначала экономика, потом – политика». Поэтому отмеченные выше идеи и предложения властями не рассматривались. Впрочем, когда в 1998 и 2007 гг. были проведены конституционные преобразования, то кое-что власти позаимствовали и у своих оппонентов.

Кстати, не только у оппозиционных, но и у лояльных к властям партий были и есть интересные и актуальные до сих пор предложения по различным вопросам развития Казахстана. Например, Республиканская партия «Асар» в своей общенациональной программе модернизации казахстанского общества («Дорожной карте»), в частности, вступала за достижение новых стандартов в сфере жилья, образования, медицины и потребительской корзины, позволяющих удовлетворить потребности всех граждан, а также доведение индексов человеческого развития до общемировых стандартов. Или демократическая партия «Әділет» неоднократно предлагала меры по реформированию судебно-правовой системы и усилению борьбы с коррупцией. В общем, все это следует изучать. Причем в настоящее время важно не столько дальнейшая демократизация политической системы республики, сколько обеспечение ее устойчивости на будущее. Ведь централизованная и построенная по сути дела под одного человека система не дает обществу ясных ответов, как будет осуществляться процесс транзита (перехода) президентской власти. Ряд факторов позволяет усомниться в том, что этот процесс пройдет естественно и спокойно, как это происходит в разных зарубежных странах. Поэтому не случайно, что в своей предвыборной программе Глава государства выступает за поэтапное проведение в поствыборный период новой конституционной реформы, призванной перераспределить властные полномочия между президентом, парламентом и правительством. Так что и здесь могут пригодиться высказанные в разное время различными общественно-политическими объединениями и отдельными политиками по данному поводу идеи.

- Не за горами и парламентские выборы. Мы часто замечаем, что политические деятели, партии заимствуют и используют те или иные лозунги и технологии. В последнее время вовсе перестали из уст партии слышать новые здравые, креативные идеи. Можно ли этой назвать кризисом политической мысли?

- Общественно-политическая жизнь Казахстана обладает определенным динамизмом. В силу тех или иных факторов время от времени отсюда уходят те или иные участники. Но вместе с тем здесь периодически появляются новые имена и названия, а с ними – новые взгляды, оценки, суждения и т.п. Причем многие потенциальные общественные деятели приходят и действуют самостоятельно, вне каких-либо партий и движений, задавая определенную политическую повестку и формируя общественное мнение в ее поддержку. В случаях же политического «затишья» и снижения активности ведущих участников общественно-политической жизни страны определенные тренды часто задают внешние факторы. В результате в общественное сознание казахстанцев постоянно идет поток всевозможных идей и информации. Современные технологии и коммуникации расширили возможности и площадки для обсуждения различных актуальных проблем и вопросов состояния и развития казахстанского общества и государства. Интернет-пространство через блоги и социальные сети позволяет любому желающему сформулировать и выразить для широкого публичного ознакомления свою собственную позицию по тем или иным вопросам. Все это в своей совокупности способствует обогащению отечественной политической мысли за счет высказанных и опубликованных идей, мнений, проектов и т.д. Так что именно она никакому кризису, на мой взгляд, не подвержена. Кризис присутствует на уровне политического участия граждан и их объединений. Ряд партий у нас тоже созданы под конкретную персону, а потому практически не выдвигают из своих рядов новых ярких политиков. Некоторые из них появляются только на парламентских выборах и непонятно чем занимаются в межвыборный период. Мало кто ведет системную и постоянную работу с населением. Соответственно данным партиям нет необходимости улучшать свою идеологию и формировать привлекательную для общества альтернативную политическую повестку. А то, что они время от времени выдвигают, носят конъюнкурный характер и быстро забывается. Однако, как уже отмечалось выше, и государственные органы не ведут качественной и эффективной идеологической работы. По оценкам нашего коллеги, директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, вся казахстанская элита деидеологизирована и безлика. А с учетом ценностного «разлома» в обществе это весьма критическое обстоятельство.   

- Учитывая опыт развития партий и политической карьеры отдельных личностей, важную роль играют межличностные отношения. Известно, что внутрипартийные споры и скандалы раскололи не одну организацию. Складывается такое мнение, что у нас личностные отношения стоят выше, чем общие идеи и принципы.

- Вы совершенно правы. По сути это ключевая проблема всей казахстанской оппозиции. Хотя и не только ее. Многократные попытки оппозиционных сил объединиться под эгидой, к примеру, Форума демократических сил Казахстана, блока «За справедливый Казахстан» и т.д. привели в конечном итоге к их распаду именно из-за взаимного недоверия участников и борьбы амбиций за «пальму первенства». Так что провозглашенные здесь цели и принципы в какой-то момент ушли на второй план. Да и в провластных партиях рассматриваемый фактор дает о себе знать. Например, в партии «Ак жол» произошедшая в 2012 году смена руководства привела к оттеснению из ее актива многих людей, кто был у истоков создания партии и в пик деятельности. 

- А какая ситуация в этом отношении наблюдается в других странах?

- В свое время я, будучи в Польше, ознакомился с работой ведущих партий этой страны. Конечно, здесь, как и во многих других странах, тоже наблюдаются споры и трения межличностного характера. Однако в подавляющем большинстве соответствующие партии созданы не под какую-то личность, а на идеологической платформе и с четко определенными и ориентированными на долгосрочную перспективу целями. В связи с этим их деятельность осуществляется на системной основе, нормально посредством переизбрания идет процесс ротации руководящих кадров любого уровня, а любые конфликты разрешаются посредством внутрипартийных норм и институтов. У нас же по желанию отдельных руководителей и их ближайшего окружения любого неугодного им человека могут запросто исключить из партии, что часто имело место в разных партиях. Зарубежные политические организации также четко нацелены на достижение власти. Тогда как у нас многие партии словно стесняются признать и озвучить данную цель. К примеру, не так давно главный редактор журнала «Аңыз адам» Жарылкап Калыбай и «главный читатель» газеты «Общественная позиция» («ДАТ») Ермурат Бапи выступили с инициативой создания национально-демократической партии. При этом первый из них отметил, что данная партия должна работать с властью и помогать ей в тех или иных вопросах. Спрашивается, зачем тогда нужно создавать партию? Для взаимодействия с властью достаточно просто образовать НПО или даже неформальную группу граждан. Полноценная же партия создается и действует с целью прийти при благоприятных обстоятельств к власти. Поэтому у нее должна быть своя повестка, свое видение развития страны, подготовленные кадры, в том числе способные сменить в любой момент членов правительства.

- А что насчет политиков? Почему у нас не появляются новые, яркие политические и общественные личности?  Есть такое мнение, что в наших условиях достаточно сложно сделать себе политическую карьеру.

- Если говорить о системе государственной власти и управления, то она фактически носит закрытый характер, как и вся политическая система  страны. Политику в Казахстане делают не партии, а группы влияния. Президент в этих условиях не просто руководит страной и процессами ее развития, а регулирует деятельность данных групп и держит баланс между ними. В госаппарате, несмотря на всевозможные реформы и конкурсные процедуры, действуют команды тех или иных руководящих чиновников, куда можно попасть по большому блату или приглянувшись кому-нибудь из «агашек». По аналогичным схемам формируется и депутатский корпус парламента и маслихатов. Так что в данной системе сделать политическую карьеру весьма трудно. Казахстанские партии и иные общественно-политические объединения подвержены двум системным проблемам. Это, во-первых, проблема обеспечения устойчивости их деятельности. И, во-вторых, проблема рекрутирования из своих рядов новых потенциальных лидеров. В первом случае речь идет о либо прекращении в силу определенных обстоятельств деятельности соответствующих организаций, либо о ее переводе на откровенно формальную основу. В результате многие успешно проявившие себя или потенциально готовые к этому активисты в определенный момент были вынуждены уйти в другие организации либо вообще сменить сферу деятельности. Вторая же проблема объясняется тем, что руководители тех или иных объединений могут годами занимать свое место и не давать выдвижению своим соратникам, видя в них конкурентов. Хотя имеются и положительные исключения. В частности, хороший пример частой ротации руководящих кадров демонстрируют «народные коммунисты».

Многие люди ушли из политики под давлением властей. Относительно свежие примеры – бывший лидер партии «Азат» Булат Абилов и один из активных представителей национально-патриотического лагеря Мухтар Тайжан. Хотя, с другой стороны, многое зависит от настроений в общественной среде. Очевидно, что в 1990-х гг. и примерно до 2007 года гражданская активность была достаточно высокой. Несмотря на препятствия со стороны властей, заинтересованные люди выходили на митинги и пикеты, ездили по регионам, проводили различные мероприятия и т.п. Сейчас же трудно сказать, что сдерживает граждан от активного политического участия, - фактор социально-бытовых моментов, когда надо обеспечивать жизнедеятельность себя и своих семей, или фактор давления властей, которое в сравнении с теми же 90-ми годами заметно усилилось? Хотя власть была и остается плоть от плоти всего общества со всеми его характеристиками. Многие граждане умудряются приспособляться  к любой ситуации, банально ждут, что кто-то за них сделает, решит те или иные вопросы. Поэтому нет и того политического энтузиазма, который наблюдался в Казахстане раньше. 

В 90-х годах существовал какой-то романтизм, энтузиазм у людей. Каждый хотел внести свою лепту в развитие государства. Почему за годы независимости свободолюбивое, трудолюбивое, воинственное общество, как народ любит себя называть, превратилось в пассивное и равнодушное?

- В те годы многие люди ощущали процесс строительства молодого государства и стремились внести свой вклад в него. Отсюда и активное участие граждан в общественно-политической жизни, включая создание партий, НПО и т.д. При этом у данных людей не было какого-либо накопленного богатства и состояния. Ситуация явно изменилась на волне экономического подъема в начале 2000-х гг. В политику пришли бизнесмены с большими деньгами, что отразилось на деятельности созданных ими партий и движений. А в сознании и поведении большой части казахстанского общества усилилось потребительство. В результате сегодня материальные ценности преобладают над духовными, что особенно характерно для элиты республики. Не отстают от нее и обычные граждане с той лишь разницей, что для многих из них речь идет не о накоплении материальных благ, а об элементарном выживании. Поэтому и уровень гражданского самосознания снижается все больше и больше. Наше общество также еще, похоже, не осознало, что надо кардинально менять всю систему. Не просто реформировать ключевые государственные институты, а улучшать качество отношения к общественно-политическим процессам и своему участию в них.

- Есть такое мнение, что нам надо сменить многовекторность и заявлять свою четкую позицию. К примеру, обществу непонятно когда мы, придерживаясь евразийской интеграции, поддерживаем тюркское объединение. Как вы объясняете такое положение?

- Геополитически Казахстан обречен балансировать в своей внешней политике и экономических связях между Россией и Китаем. Поэтому многовекторность является важным условием того, что он не просто дружит со всеми заинтересованными странами и международными структурами, но и продвигает по мере возможности свои интересы на региональном и глобальном уровнях. Конечно, за последний год в связи с «войной санкций» между Россией и Западом и неоднозначным развитием евразийской интеграции балансировать между разными внешнеполитическими партнерами стало труднее. Тем не менее совсем отказываться от многовекторности не стоит. Другое дело, что на практике этот принцип следует наполнять более качественным содержанием. В частности, не быть пассивным наблюдателем, а выступать с различными инициативами по тем или иным вопросам межгосударственного взаимодействия, а также готовить профессиональных и авторитетных переговорщиков по линии и дипломатии, и бизнеса. Очень важно также извлекать правильные уроки из сложных ситуаций.   

Источник фото.

Нағашыбай Барлыбаев: Қымызды шетелге экспорттауға тырыспаймыз
19 августа 2016
GONZO
просмотров: 2121
Бүгінгі "Сұхбат" айдарының кейіпкері - Солтүстік Қазақстан облысы«Арқалық» ШҚ басшысы Нағашыбай Барлыбаев. Ол пайдалы сусындар өнімін төмендетпей отырғанымен қоймай, оларды өндіруді еселеп арттырмақшы. Бұны palata.kz берген жарқын әңгімесінде айтады. - Нағашыбай Сабарұлы, менің білуімше,сіз қымызды көршілес жатқан қалаларға ғана емес, Ресей Федерациясына да жеткізе жүріп, өз өніміңізді өңірімізден шалғайда жатқан жерлерде сатып жүрсіз.  Соңғы экономикалық оқиғалар өндіріс көлеміне және кәсіпорныңыздың бағалық саясатына әсер еткен жоқ па?   - Біле-білсеңіз, еш әсерін тигізбеді. Шығарып жатқан қымызды Ресейге қалай сатып жүрсек, солай өткізіп жатырмыз. Әрине, бұл бұрын болмаған аса зор көлемдегі тауар жеткізу емес, жай ғана көтерме сауда. Әрине, көршіміздің өз қымыз өндірушілері баршылық, соның ішінде өнеркәсіптік көлемдегілер де, алайда, білуімше, олар жүзеге асыратын бие сүтін қайта өңдеу ресейліктердің ішкі қажеттілігін 10-15% да қанағаттандыра алмайды. - Яғни қазақстандық қымыз өндірушілерге қандай да бір бәсекелестікте болатындай Ресейде бұл орын толтырылмаған болды ма? Бұл жерде сапа жайлы емес, ашылып жатқан шекара, әрине, құлдырап кеткен рубль жағдайындағы баға жайын айтып отырмын. - Дұрыс айтасыз. Тіпті біздің елімізде де ресейлік нарықтарды бір сәтте толықтырарлық өнеркәсіп көлеміндегі қымыз өндірушілер соншалықты көп емес, өзіміздікін қамтамасыз етіп алсақ та жетеді. - Бір сөзбен айтқанда өсіп-дамитын өріс бар делік. Ал сұраныс жағына келер болсақ ше? - Қымызға деген сұраныс бұрын да болды, қазір де бар, болашақта да бола береді. Ал біз шығаратын өнім, жылқы шаруашылығы БҒЗИ мамандарымен бірге алғаш рет Қазақстанда дайындалған классикалық қымыз, «Тентек» таңбасымен және «Қызыл ой» таңбасымен шығатын қымыз өнімі жайлы айтар болсақ, онда дәл осы классикалық қымыз қалалықтарда көп танымал болып отыр. Бұл кездейсоқтық емес, себебі ол таза бие сүтінен, ұлттық дәстүрлер  мен рецептура бойынша жасалады. Петропавлда біздің қымыз дүкендерде, сонымен қатар барлық базарлар мен супермаркеттерде сатылады. Өніміміз Астана мен Көкшетау тұрғындарының, сонымен қатар шалғайдағы ресейлік қалалар – Сүргіт пен Краснодар қалаларының сұранысына ие. Жақында ғана 8 наурызға орай Көкшетаудан көлемді тапсырыс алдық, алайда ең алдымен солтүстік-қазақстандық нарықты қамтамасыз ету үшін бас тартуға тура келді. - «Арқалық» ШҚ өнеркәсіптік өндіріс қарлығашы деп кездейсоқ аталмаған, осы істі бастауда қоқыныш болған жоқ па? -  Әрине, адамдардың үнемі «қымызды осындай көлемде шығаруға бола ма екен?» және «ол қажет сапаға сәйкес келе ма?» деген сияқты сауалдар қоя отырып, өз өніміңе сақтықпен қарайтынын көргенде, бастапқы кезеңде қиын болғанын мойындаймын. Алайда қымызды дәл осы өнеркәсіптік көлемде  шығару өмірдегі мақсатым, ел тарихында қалдырғым келетін із боғандықтан, мен берілген жоқпын, оған өзім де өте қуаныштымын. Ал бүгінгі таңда өнімділігі тәулігіне 1000 литр қымыз шығару жөніндегі шағын-зауыт біздің шаруа қожалық мақтанышы болып отыр. «Халал» куәлігіне ие барлық өнімдеріміз республикалық және халықаралық көрмелерде жеңімпаз атануда. Сөйтіп, 2008 жылғы сәуір айында Алматы қаласында «Қызыл ой» қымызы мен «Тентек» қымыз өнімі «Қазақстанның азық-түлік нарығы-2008» 10 Мерейтойлық Халықаралық көрмесінде Ауыл шаруашылық министрі А.К.Күрішбаевтың қолы қойылған дипломдар мен алтын медальдарға иелік етті. 2008 жылдың тамыз айында өңірлік «Алтын сапа» байқауында шаруашылық Солтүстік Қазақстан облысы Әкімінің қолы қойылған дипломмен марапатталды. 2008 жылдың қазан айында «Арқалық» ШҚ «Ең үздік инновациялық жоба» байқауында екінші орынға ие болды. Осының барлығы шығарып отырған өніміміздің көпшілік көңілінен шықандығына көзімізді жеткізеді, осылайша, жыл өткен сайын өндіріс көлемін арттырып отыруға тура келуде. Міне, бүгінгі күнгі дағдарыс та бізге бөгет бола алмайды. Біз бұрынғы көлемдерді сол деңгейінде сақтап қана қоймаймыз, мысалы, өткен жылы жалпы сауын 36 мыңнан астам литрді құрапты, ал биылдың өзінде осы сатыдан асып, 50 мың литр деген нәтижеге жетуді жоспарлап отырмыз. - Яғни бір орында тұрып қалмайсыздар ғой… - Иә, бизнесте солай ғана жүру қажет – бастысы, өсу және даму. Жалпы алғанда, егер мүмкіндік болып жатса, онда бірнеше бағыттарда, әсіресе ауылдық бизнеске қатысты, дамыған дұрыс. Біліп отырғаныңыздай, біздің қызметіміздің негізгі түрлерінің бірі астық тұқымдастарды өсіру боып табылады. 1997 жылы «Арқалық» шаруа қожалығы өз қызметін осыдан бастаған еді. Ол үшін бізде қажет ауал шаруашылық техникасының бәрі бар, отандық та, шетелдік те: комбайндар, тракторлар, егістік кешендер және т.б. Ал егіншілік тек қана маусымдық сипатта болғандықтан, мал шаруашылығымен де айналысуды жөн көрдік. Сөйтіп, 2004 жылдан бері кәсіпорында қазақтың «Жабы» тұқымды жылқысын өсіру жөніндегі тұқымдық ферма жұмыс жасай бастады. Бұл өлшемдері мен тірі салмағы жағынан қазақтардағы ең ірі жылқы. 2007 жылы қымызды өнеркәсіптік өндірумен айналыса бастадық. Келешекте машиналық сауу типіне үйретілген аналық биелер санын 200 басқа жеткізуді жоспарлап отырмыз, ал жыл бойғы жайылымда ұстау – 500 басқа дейін. Қазірде қымыз өндіру үшін 100 биеден сауым аламыз, ал төрт жыл шамасы бұрын 40-50 бас қана болушы еді. Шаруа қожалығымыздың даму мысалында, қазіргі кезде, барлық ықтималы мемлекеттік кәсіпкерлікті дамыту және қолдау бағдарламаларын ескере отырғанда, бір орында тұрып, дамымай қалу кешірілмейтін дүние дегім келеді. - Өндірісті кез-келген түрде ұлғайтуды сапаға зиян келтірмей жасау керек дегенге келісесіз деп ойлаймын. - Әлбетте. Өзің өндіретін өнім сапасына зиян келмейтіндігіне сенімсіз болсаң, өндіріс көлемінің соңына түсудің қажеті жоқ. Ал біздің қымыздың пайдалылығының маңызды құрамдасы онда консерванттар мен басқа да жасанды қоспалардың жоқтығы болып табылады, себебі сусын алғашқы 7-10 күнде өзінің ең күшті емдік-ықпалды қасиеттерін сақтап тұрады. Сондықтан да фермамыздың басты басымды тұсы тұтынушыларға тікелей ұсынылатын жоғары сапа мен пайдалы қасиеттерді сақтауды қамтамасыз ететін консерванттар қосусыз және 7 тәуліктік табиғи сақтау мерзімімен табиғи классикалық қымыз өндіру болып табылады. Пайдалылық пен сапа – кәсіпорнымыздың басты екі мақсаты осы. Сондықтан да қымыз әзірлеудегі ең үздік халық дәстүрлерін сақтай отырып, барлық технологиялық нормалар мен қажет талаптарды сақтаумен өндірілген жоғары өнім сапасына кепілдік береміз. Сондықтан да біз қымыз пайдалылығы мен сапасына көңіл аудара отырып, әзірше өнімімізді зор көлемдерде шетелге экспорттауға тырыспаймыз.  - Осы сусынның пайдалы қасиеттеріне орала отырып, қымызды пайдаланудың тағы да бір жақсы идеясын ұсынғыңыз келетінін білемін. - Иә, солай болып отыр. Бірнеше жылдан бері қымыз-балшықпен емдеу орнын ұйымдастыру бойынша жобаны жүзеге асырғым келіп жүр. Шаруашылығымызға жақын жерде бірегей, өзінің емдік балшығымен танымал, күкіртті сутекке бай Мінкесер көлі бар. Өткен ғасырдың 30 жылдарының басында ғана Петропавлда балшықтың физикалық әдістерінің алғашқы қазақ өлкелік институты ашылған еді. Сол кездің өзінде ғалымдар көл балшығының қажетті бальнеологиялық қасиеттердің барлық түрлеріне ие екендігін және көбінесе ұзақ уақыттық терапияны талап ететін бірқатар науқастарды емдеу үшін пайдаланылуы мүмкін екендігін мойындаған еді. Іс жүзінде ол Ресейдің Ставрополь өлкесіндегі Тамбукан, Қорған облысындағы Медвежье, Новосібір облысындағы Горькое және Карачи сияқты көлдеріндегі, сонымен қатар Орта Азиядағы шипажай аймақтары және тіпті Израильдегі Өлі теңіз балшықтарына ұқсас. Осыны біле тұрып, біз өзімізге неліктен жеке қымыз-балшық емдік орнын ашпасқа деген сауал қойдық. Бір айта кететіні, бұл идеяға облыс әкімі қолдау көрсетіп, «Даму» қоры арқылы 20 миллион теңге алдық және 2009 жылы Петропавлда құрылысты бастап та кеттік. Қазірде СҚО Кәсіпкерлер палатасының көмегімен аппликация қолдану мақсатында материал – емдік балшықты алу жағынан балшықпен емдеу орны үшін лицензия алу жайлы мәселені шешуге тырысып жүрмін. Егер қолымыздан келіп жатса, бұл нағыз серпін болмақшы. Себебі ең жақын жатқан балшықпен емдеу орны облыс орталығынан 400 шақырым жердегі Қостанай қаласындағы «Сосновый бор» болып отыр, бірақ онда қымызбен емдемейді. Сондықтан да жоғары тиімділікті қымыз-балшық емдеу орнын ашу үшін бар күшімді салғым келеді және осы мәселеде палатаның қолдауына сенемін. - Қазақстанда алғаш болып үмітіңізді ақтап қана қоймай, қалың көпшіліктің көңілінен шыққан қымызды өнеркәсіптік көлемде өндіру жөніндегі инновациялық жобаға бастау салғаныңызды ескере отырып, осы жолғы істің де қолыңыздан келеріне күмәніміз жоқ. Сізге сәттілік пен шыдамдылық тілейміз! - Рахмет!
Дина Жоламан: У женского бокса в нашей стране большое будущее
22 июля 2016
Лаура ЕСЕНБАЕВА
просмотров: 2139
Женский бокс в Казахстане стал популярней после успеха девушек на чемпионате мира

Комментарии

Гульнара Бакберген
16 Апр 15:24 # ответить
Идет активная пропоганда выборов президента
Ruslan Nurgaliev
16 Апр 16:52 # ответить
транзит власти может и должен пройти спокойно
Анара Шарипова
16 Апр 17:37 # ответить
Ключевое слово- многовекторность. Наша страна умело маневрирует, избегает военных конфликтов, строит дружеские отношения со многими государствами и при этом продвигает свои интересы и права на мировом поприще.
Екатерина Казакова
17 Апр 10:01 # ответить
гражданское правосознание у наших граждан, действительно, не на таком уж и высоком уровне. но , думаю, на предстоящих выборах, казахстнацы покажут свою избирательную активность и не останутся в стороне от главного политического события нашей страны
Жангуль Силам
17 Апр 11:10 # ответить
Еліміздің әр аймағы сайлауға дайындық үстінде.
Асхат Балташев
18 Апр 11:49 # ответить
Еліміздің әр аймағы сайлауға дайындық үстінде.
Каскелен Жанарбек
20 Апр 15:21 # ответить
Қазақ халықын білгілері келіп элем абайлап отыр, денгейіміз жоғары екенін білдірейік бірдей сайлауға барып.
Каскелен Жанарбек
20 Апр 15:21 # ответить
Қазақ халықын білгілері келіп элем абайлап отыр, денгейіміз жоғары екенін білдірейік бірдей сайлауға барып.
Madi Kusanov
21 Апр 09:24 # ответить
Мы молодое государство, еще в стадии формирования собственной идеологии, есть у нас и проблемные места, это понятно, но есть и хорошие моменты!!!
Оставить комментарий
Оставить комментарий:
Отправить через:
Предпросмотр
modules/comment
window._Comment_blog_2886 = new classes.Comment( '#comment_block_blog_2886', { type: 'blog', node_id: '2886', user: 1, user_id: 0, admin: 0, view_time: null, msg: { empty: 'Комментарий пуст', ask_link: 'Ссылка:', ask_img: 'Ссылка на изображение:' } });